24 ноября 2014

Работа на Танкере – САЗРИУС/ODME

Система ODME/САЗРИУС

Многие просили сделать уроки по работе на танкерах. Сам я сделать этого не мог. И вот появился профессионал, который взялся за эту тему. Представляю Вашему вниманию, автор поста и видеоуроков, КДП Василий Березовский. Следите за постом, обозначенные видеоуроки будут добавляться каждый день.

САЗРИУС - Система автоматического замера, регистрации и управления сбросом.

ODME – Oil Discharge Monitoring Equipment.

САЗРИУС/ODME – система контроля сброса балластных и промывочных вод танкеров, которая производит автоматическую запись мгновенной интенсивности сброса нефти и общего сброшенного количества либо содержания нефти в стоке и интенсивности сброса стока. Она дает сигнал на исполнительное устройство, прекращающее сброс в случае превышения допустимых параметров сброса согласно MARPOL, Annex I.

odme

На каждом танкере (более 150GT), где установлен САЗРИУС/ODME обязательно имеется Одобренная Инструкция Эксплуатации (ODME  Approved Manual), которая написана техническим языком.

Представленный курс был создан как наглядное пособие для ознакомления танкеристов, кому предстоит столкнуться с использованием данной системы и облегчит процесс понимания.

Список видеоуроков:

1. Введение / Ознакомление с системой ODME/САЗРИУС; 2. Основные компоненты системы ODME/САЗРИУС; 3.  1. Меню ODME S-3000; 2. Меню А-В-С + Flow meter; 4.  1.Тест – 30л/м; 2.Тест – 15 чнм(ррм); 3.Тест – Ограничение общего количества сброса нефти; 5. Работа ODME/САЗРИУС и симуляция сброса. Скачать бесплатно уроки, которые включают в себя описание ODME и многое другое, можно в видеокурсе PRO Танкер. И так, сами уроки:

Скачать бесплатно уроки, которые включают в себя описание ODME и многое другое, можно в видеокурсе PRO Танкер.

С Уважением, КДП Березовский В.В.

Читать дальше

18 ноября 2014

Rig Move! Собираем буксирную линию

Tow line

Здравствуйте, коллеги.

Представляю Вашему вниманию серию статей о Rig Move. Поговорим о том, что такое Rig move в целом, обсудим подробно компоненты буксирной линии. Рассмотрим подход/отход, подсоединение/отсоединение к плавучей буровой установке. Ну и конечно же сам процесс перемещения буровой платформы. Эту интересную тему будем разбирать на примере Jack-up Rig (Three legs).

Давайте по порядку.

Что такое Rig Move? В переводе на русский – это означает, перемещение буровой установки. В нашей статье речь пойдет о Jack-up Rig – это буровая платформа, которая стоит на морском дне на 3-х ногах.

Jack-up Rig

На картинке Вы видите один из самых больший Jack-up Rig в Мире. Длина ног составляет 207 метров.

Jack-up Rig size

Конечно, такие «гиганты», соизмеримые по размеру с Эйфелевой Башней, встречаются редко. Обычно Jack-up rig используют на глубинах до 150 метров.

redbull braking

На картинке мы видим, как Jack-Up drilling Rig стоит у платформы.

Преимущество стационарных буровых платформ над плавучими – очевидно. Поставив буровую установку «на ноги» состояние моря на ее работу больше не влияет. Единственное ограничение – это рабочая глубина. Но в мире существует множество регионов по нефте- и газодобыче с малыми рабочими глубинами, а значит и потребность в Jack-up платформах велико.

Как же их доставляют на место работы, ведь в большинстве своем, они несамоходные?

На большие расстояния (например, из судоверфи в Китае – в Персидский залив) их перевозят на специализированых судах – Heavy Lift Vessel.

Rig move ocean

А вот уже в пределах Oil Field с одной скважины на другую, Rig передвигают с помощью нескольких буксиров – AHTS (Anchor Handling Tug, Supply).

Rig move short

Буровую платформу спускают на воду, и с помощью трех буксиров перемещают на новую локацию. Для данной операции могут использовать и один буксир, но мы с Вами будем рассматривать наиболее сложный вариант – когда трем судам совместными усилиями необходимо передвинуть Rig, что в свою очередь требует высочайшего уровня профессионализм и слаженность действий.

С чего же начинается каждый Rig Move? Для нас – судоводителей,  с подготовки судна. Т.е. нам необходимо проверить все палубные механизмы, участвующие в Rig Move и собрать буксирную линию.

Что мы будем использовать в ходе данной операции?

Давайте рассмотрим палубное оборудование AHTS.

AHTS Deck Lay Out

В кормовой части рабочей палубы находятся Tow Pins – буксировочные пины.

Tow Pins

Tow Pins используют, что бы «поймать» буксирную линию, это обеспечит лучший контроль за ее движением относительно палубы буксира. Данный прием часто используется при подсоединении и отсоединении к буровой. Когда буксирный канат находится между пинов, на палубе работать безопасней, т.к. трос удерживается по центру судна. Однако на переходе, пины опускают, для того, что бы улучшить маневренные характеристики судна. Специфику маневрирования при Rig Move мы рассмотрим в отдельной статье, а сейчас идем дальше.

В ходе работы, необходимо всегда помнить о том, что Tow Pins – поднимаются / опускаются с помощью гидравлики, которая не рассчитана на воздействие сил в вертикальной плоскости. Попросту говоря, если будете ставить груз на пины, то из-за этого они потом могут не открыться! И столкнетесь Вы с этим в самый неподходящий момент – при подготовке к Rig Move. По этому, запомните – ни при каких обстоятельствах не ставьте груз на Tow Pins.

Karm Fork

Karm Fork находиться рядом с пинами в корме судна. С помощью данного устройства, можно закрепить часть Tow line которая подается с буровой платформы. После этого, можно спокойно производить connect / disconnect буксирного каната.

Karm Fork Tow Pins

Перед использованием Karm Fork, необходимо снять защитную крышку и проверить работоспособность гидравлики.

Tugger winch

Tugger winch – это палубная лебедка, которую используют для различных задач. С ее помощью можно перемещать груз на палубе, можно его закрепить. Но при подготовке к Rig Move, мы будем с помощью Tugger winch растягивать по палубе компоненты буксирной линии и сам буксировочный трос.

Т.к. AHTS занимается не  только буксировками и якоре заводками, но и снабжением буровых платформ, рабочую палубу держат максимально свободной. Поэтому компоненты буксирной линии часто наматывают на Anchor Handling Winch, что бы не складировать их на палубе.

Tow wire tretcher

На картинке сверху мы видим окно Anchor handling room. Металлический трос с зеленым сокетом [socket] – это tow wire, тот самый буксирный трос, которым мы будем тянуть буровую вышку. Двойной нейлоновый канат с коушем – это Stretcher или его еще называют Spring, т.е. пружина. Stretcher используют в буксирной линии для смягчения рывков от динамических нагрузок, англоязычные коллеги говорят, что Stretcher is shock absorbing component. Наличие «пружины» значительно уменьшает вибрацию буксирной линии при рывках.

И так, мы разобрались, где у нас буксирный трос, где у нас stretcher, теперь необходимо вытянуть все на палубу и собрать буксирную линию.  Для этого нам понадобится Tugger winch.

Tugger

Поднимаем Tow Pin и вокруг него растягиваем Tugger wire. Цепляем его за Stretcher.

Tugger stretcher

Далее идет синхронная работа оператора лебедки, на которой намотан stretcher и оператора Tugger winch. В нашем случае «пружина» находится на Anchor Handling winch, ее контроллер расположен на мостике.

Winch control panel

Лебедкой управляет, как правило, старший механик. На картинке сверху вы видите пример такой консоли управления.

И так, на мосту Стармех управляет Якорной лебедкой, а на палубе матрос - Tugger winch. Руководит процессом вахтенный помощник.

Tugger spring

Очень важно следить за синхронностью действий операторов обоих лебедок. На Stretcher-e не должно быть излишней слабины, т.к. он может запутаться на лебедке. С другой стороны, нельзя тянуть Tugger-ом быстрее, чем разматывают «пружину». Вот именно это контролирует и координирует вахтенный штурман, находясь на палубе, на безопасном расстоянии от троса.

Tugger winch

Для того, что бы трос на Tugger winch не «закусило» рекомендую Вам назначить матроса, который будет аккуратно его укладывать, скорость работы лебедки – низкая, а значит можно без особого труда, а главное ! безопасно ! работать с тросом.

Stretcher tow pins

Дотянув Spring до пинов, отсоединяем от него Tugger wire. Вслед за «пружиной» выходит Pennant wire, его еще называют Fuse wire.

Fuse

Pennant (или Fuse) – это металлический трос длиной 20 метров, который обладает наименьшей разрывной прочностью среди всех компонентов буксирной линии. Что это нам дает? Это значит, что в случае чрезмерной нагрузки на Tow line, разрыв произойдет именно на Fuse wire. Т.е. этот металлический трос служит слабым звеном в буксирной линии и в случае разрыва необходимо заменить лишь его.

И так, вытянув Stretcher, в след за ним мы вытянули Fuse. Как мы видим на картинке, они соединены обычной веревкой, намного удобней для соединения использовать тонкий металлический тросик и скобу.

Tugger wire цепляем за Fuse и тянем до пинов, при этом Stretcher не отвязываем и он красиво укладывается вслед за ним.

Stretcher fuse

Вслед за Pennant wire выходит еще один. Ну это, как минимум, логично, т.к. если один Fuse разорвется, то должен быть хотя бы еще один запасной.

Fuse pennant

Второй Fuse мы просто отвязываем, а гашу первого можно перетащить в корму руками, для двух матросов это будет не тяжело.

И так, Stretcher и Fuse мы приготовили, теперь нужно вытащить на палубу буксировочный трос. Тянуть его будет все так же при помощи Tugger winch. Но есть един важный момент. Для того, что бы не тащить Tow wire поверх Fuse и Stretcher, нужно использовать другой Tow pin.

Fuse stretcher

В нашем случае, мы закрываем левый Pin и поднимаем правый. Теперь видно, что Tugger wire проходит вдоль приготовленных компонентов и  не цепляет их. Значит, смело можем вытягивать на палубу Tow wire.

Делаем это уже знакомым нам способом. Цепляем Tugger wire за Tow line. И дальше следим за синхронностью работы старшего механика, который «травит» буксирный трос и матроса, который «набивает» Tugger wire.

Socket tugger

Благодаря тому, что мы тянем трос через правый пин, он аккуратно проходит компоненты буксирной линии, разложенные на палубе.

Tow wire tugger

Отлично, все троса приготовили. Теперь пины можно закрывать, помощь старшего механика нам больше не понадобится, а Tugger wire аккуратно растягиваем под бортом и закрепляем вокруг опоры.

Tugger

Укладывать его по-походному на барабане нет смысла, т.к. Tugger нам понадобится в дальнейших операциях, а вот закрепить его будет не лишним, что бы не смыло волной во время буксировки.

Теперь поговорим о Gob chain. Можно так же встретить название Gog chain. В разных источниках пишут по-разному, и при этом каждый автор считает свою версию правильной. Что бы не путать самих себя, мы условимся использовать одно название - Gob chain, просто потому, что этот вариант встречается чаще.

Итак, Gob chain – это цепь, которая одним концом крепится к судну, другим - к буксирному тросу.

Gob chain

К судну она крепиться за Gob eye – это планка с двумя отверстиями для скоб, по центру которой проходит ось. В нерабочем положении Gob eye спрятана в палубе, что бы достать ее, необходимо надавить на один из концов, а второй подцепить крюком и вытащить на поверхность.

Gob Eye

Очень важно помнить, что ни в коем случае нельзя вытаскивать планку голыми руками, т.к. края палубы и отверстия - острые и могут сработать как гильотина.

Подсоединив Gob chain к Gob eye, растяните цепь, прежде чем прикрепить второй конец к Tow wire. Убедитесь, что Gob chain не перекручена.

Gob Chain  and Gob Eye

Если Gob eye подсоединить в скрученном состоянии, то это сильно уменьшит ее разрывную прочность, т.к. добавиться еще torsion force. Поэтому делаем все поэтапно: Соединили Gob chain и Gob eye, растянули цепь, выровняли ее и лишь после этого закрепили к Tow wire.

Gob Tow wire

Скобу подсоединяем следующим образом: пин вставляем в крайнее звено Gob chain, а скругленная часть идет вокруг буксировочного троса. Это даст возможность тросу перемещаться внутри скобы плавно во время буксировки. Если подсоединить наоборот, то трос будет соскакивать с пина на скобу и это окажет дополнительную динамическую нагрузку. И как мы все прекрасно понимаем,  динамическое воздействие от подобного «скачка» в сочетании со статическим натяжением буксирной линии может привести к избыточной нагрузке и, как следствие, разрыву. Поэтому подсоединяя скобу, всегда обращайте внимание на подобные моменты.

После соединения компонентов линии, скобы нужно «зашплинтовать». Для этого нам понадобятся Splint Pins.

Splint pin and shackle

Шплинтовать скобу очень просто, подбираете пин соответствующего размера, вставляете в отверстие и загибаете края. Загибая края, помните о том, что Вам или вашим коллегам потом придется их разгибать, поэтому не стоит  усердствовать в этом вопросе, слегка загнули и хватит.

При работе с Spint pins будет полезно иметь под рукой не только небольшой молоток, но и острую пику с зубилом.

Spike and Chisel

Зубило [chisel] пригодится, когда будете разгибать края Splint pin-a. А для того, что бы вытащить пин из отверстия можно использовать Marline spike. Вставляете его в eye of splint pin и выбиваете молотком? Загнутые концы splint pin при этом выпрямляются проходя через отверстие.

Eye of Pin

Есть еще один удобный способ как «расшплинтовать» скобу. С помощью зубила перебиваете Eye of Pin и потом выбиваете половинки молотком.

И так, с Gob chain разобрались, скобы подсоединили и зашплинтовали. Теперь нужно подтащить скобы к корме для соединения компонентов буксирной линии: Tow wire со Stretcher и Fuse wire.

hook

Скоба – вещь не легкая (вес скобы на картинке 55 кг) и носить ее в руках занятие не только неприятное, но и опасное, особенно во время качки. Поэтому, не поднимая скобу с палубы, цепляем ее крюком и перетаскиваем – это и безопаснее и физически легче.

Tow line components

Подготовив скобы, мы не спешим их соединять, т.к. еще неизвестно какие элементы нам понадобятся при составлении буксирной линии. Процессом Rig move руководит специальный человек – Rig Move Master (RMM), именно он решит, из чего будет состоять буксирная линия. В следующей статье мы подробно разберем различные варианты компоновки буксирных линий, а на данном этапе мы лишь выполняем подготовку компонентов линии. На практике именно так и поступают, до встречи с RMM подготавливают все элементы, а собирают линию по команде. Gob chain соединить можно сразу, т.к. она используется в любом случае.

Нам остался «последний штрих» - установить Bollard Guards. Это специальная защита кнехтов. Защита от буксирной линии.

Bollard guard

Когда буксирный трос выходит на скулу судна и проходит над кнехтом, есть риск, что он зацепится, если появится слабина и провисание. Именно для таких случаев устанавливают Bollard Guards.

Bollard guard

Их конструкция может быть различна, но назначение всегда одинаковое – закрыть кнехты сверху, что бы буксирный трос за них не зацепился.

Вот мы и подготовили судно к Rig Move. Давайте повторим ключевые моменты:

До прихода на место Rig Move, необходимо проверить работоспособность палубных механизмов. Растягиваем по палубе компоненты буксирной линии – Tow wire, Stretcher, Fuse. Для этого нам понадобится Tugger winch – небольшая рабочая лебедка с металлическим тросом и крюком на конце.

Буксирный трос крепим по центру судна с помощью Gob Chain. Остальные компоненты буксирной линии держим наготове до дальнейших указаний Rig Move Master.

И, конечно же, не забываем про Bollard Guards, их тоже нужно установить заранее, т.к. это занятие трудоемкое.

На подобную подготовку у Вас уйдет минут 30 – 40. И в результате на палубе будут разложены Tow line (буксирный трос), Stretcher (нейлоновый канат), Fuse (металлический трос), Gob Chain (присоединенный к Gob eye и Tow line) и наготове

Tow Stretcher Spring

будут скобы для соединения компонентов буксирной линии по команде Rig Move Mastera.

На этом все – судно готово к Rig Move и следует к буровой платформе для встречи с Rig Move Master. Бывают случаи, когда Вам выпадает честь «подвезти» RMM с порта на буровую и тогда слаженность действий экипажа при подготовке буксирной линии будет оценена вживую. Поэтому готовьтесь заранее к подобным ситуациям, что бы проявить себя с лучшей стороны.

Успехов Вам в карьере!

С уважением,

Валерий Гусев.

Читать дальше

12 ноября 2014

Видеоуроки: Breathing Apparatus & BA Compressor, как продолжение темы Enclosed Space Entry

Breathing Apparatus & BA Compressor

В продолжение серии видеоуроков посвященных входу и работе в замкнутых помещениях «Enclosed Space Entry» выпускаем уроки на две такие немаловажные темы как:

- дыхательный аппарат (breathing apparatus): обслуживание и проверки.

- воздушный компрессор (breathing air compressor): основы пользования.

Видео уроки содержат как описание, так и наглядные видео-демонстрации следующего: Обзор основных элементов дыхательного аппарата и компрессора. Проверки и обслуживание дыхательного аппарата и компрессора. Правила зарядки баллонов при помощи компрессора. Надевание дыхательного аппарата. Обзор требований предъявляемых ИМО к проверке и обслуживанию дыхательных аппаратов и соответствующих компрессоров.

Уроки выполнены на английском языке и озвучены на русском.

С уважением, Александр Пипченко

Читать дальше

29 октября 2014

Видеокурс “Enclosed Space Entry”

Дорогие коллеги,

И вот наконец-то пришло время представить Вам серию видео уроков посвященных входу и работе в замкнутых помещениях “Enclosed Space Entry”.

Приурочен этот материал к нововведениям в конвенции СОЛАС, вступающим в силу с 1 января 2015 года.

Отмечу, что уроки выполнены в традиционной для моего стиля подачи манере: background – на английском, лекция – на русском.

Серия состоит из следующих тем:

1 – Основные аспекты техники безопасности при входе и  работе в замкнутых помещениях.

2 – Атмосферная опасность.

3 – Основы пользования персональным газоанализатором Draeger X-am 2000.

4 – Основы пользования  газоанализатором Draeger X-am 7000.

5 – Типовая оценка риска для входа и работы в замкнутых помещениях.

Важно, что целевой аудиторией данного материала, на самом деле являются не только штурмана, но и все члены экипажа так или иначе связанные с возможной работой в замкнутых помещениях.

Так что желаю всем продуктивной и главное безопасной работы!

С уважением, Александр Пипченко

Читать дальше

25 октября 2014

Видеокурс «OziExplorer - инструкция к применению»

OziExplorer

Вот и настал тот долгожданный момент, когда в свет выходит видеокурс по OziExplorer. Видеокурс по своей сути является подробной инструкцией к настройке и пользованию программой OziExplorer. Видеокурс «OziExplorer - инструкция к применению» НЕ включает в себя установочный файл.

Мы проводили семинар по OziExplorer, где на практике рассмотрели основы настройки этой программы, а также основные полезные функции. Те, кто присутствовал на семинаре, как и обещалось, получили видеокурс «OziExplorer - инструкция к применению» в подарок.

И все, кто желали приобрести частичку проекта Key4mate, сделанную вручную, смогли это сделать там же, на семинаре.

Брелок Key4mate

OziExplorer имеет рад преимуществ, а порой вообще является незаменимым навигационным инструментом:

- не на всех судах есть или будет ECDIS, а наглядное отображение карт с позицией судна на экране всегда останется полезным инструментом; - ECDIS не может использовать местные карты, а только официальные (которые Вам присылают). OziExplorer позволяет привязывать любые карты. Сканированное или сфотографированное изображение карты – всё равно; - для оффшорников, в районе работы которых большое присутствие навигационных опасностей; - возможность отслеживания и контроля движения судна прямо с каюты (что часто полезно капитанам); - удобно снимать координаты систем разделения движения, каналов и фарватеров для нанесения в последующем этой информации на экран радара.

Приобрети видеокурс «OziExplorer - инструкция к применению» можно прямо сейчас. Его длительности превышает 2 часа, а размер архива составляет 2,4Гб.

Успехов в работе Евгений Богаченко

Читать дальше

21 октября 2014

Малярия с судоводительской точки зрения

malaria danger

От автора проекта Key4mate: Представляю Вашему вниманию работу нового в проекте Key4mate автора, доктора Ливси. Имея медицинское образование, он принял на себя миссию раскрывать туманные для многих вопросы, связанные с медициной. Ниже представлена часть его статьи на тему «Малярия». Полную версию статьи, как и сопровождающий материал можно скачать в конце поста.

Статья:

Обратите внимание, что здесь предоставлена справочная информация по медицине. Правильная диагностика и лечение возможны только при участии добросовестного врача.

Уважаемые коллеги!

К вашему вниманию представляется статья, посвященная такой  опасной и распространенной болезни, как малярия. Подавляющему большинству наших моряков приходится посещать страны, где они подвергаются риску быть инфицированными малярией, и в связи с отсутствием иммунитета, последствия  могут быть очень неприятными, вплоть до летального исхода. Поэтому знание мер предупреждения малярии и борьбы с ней, являются тем необходимым багажом знаний, который поможет вам вернуться домой живыми и здоровыми, а также уберечь ваших товарищей от этой напасти.

Малярия (итал. malaria, от mala aria — дурной воздух; раньше полагали, что болезнь вызывается плохим воздухом), перемежающаяся лихорадка, группа близких болезней, вызываемых одноклеточными организмами — плазмодиями и передающихся малярийными комарами. Малярия распространена среди населения ряда районов Африки, Азии, Южной Америки. У человека паразитируют: возбудитель трёхдневной малярии — Plasmodium vivax, четырёхдневной — Plasmodium malariae, тропической — Plasmodium falciparum, овале - малярии — Plasmodium ovale.

Половина людей  Земли имеют риск к заболеванию малярией. Это связано с тем, что в эндемичных по малярии местах проживает большое количество бедных людей (Африка, Азия, Южная Америка, Океания), часто не имеющих доступ к качественной медицинской помощи. Восприимчивость к малярии всеобщая. Только к P. vivax невосприимчивы представители негроидной расы. Малярия ежегодно вызывает около 350-500 миллионов случаев инфицирования и около 1,3-3 миллиона смертей у людей. На районы Африки южнее Сахары приходится 85-90 % этих случаев, в подавляющем большинстве инфицируются дети в возрасте до 5 лет. Смертность, как ожидается, вырастет вдвое на протяжении следующих 20 лет. Каждый год около 30 000 людей, посещающих опасные районы, заболевают малярией, 1 % из них умирает.

Map Malaria

Периоды развития малярии.

Инкубация.

В зависимости от вида возбудителя, период времени от заражения до внешних симптомов заболевания составляет от 10 до 40 дней (для вариантов с длительной инкубацией до 18 месяцев).

Длительность инкубационного периода зависит от вида плазмодия:

  • Трехдневная малярия10 – 21 день, иногда, при заражении медленно развивающимися формами плазмодия, этот период увеличивается до 6 – 12 месяцев.
  • Малярия овале – от 11 до 16 дней, при заражении медленно развивающимися формами – 6 – 18 месяцев.
  • Четырехдневная малярия – от 25 до 42 дней.
  • Тропическая малярия – от 10 до 20 дней.

Продромальный период.

Это так называемый период предвестников болезни. Характеризуется ухудшением общего состояния в виде появления гриппоподобных симптомов: слабость, недомогание, головные боли, боли в суставах, ощущение озноба, сухости во рту и др. Период длится в течение 3 – 4 суток.

Период первичных симптомов (приступов).

Острый период, который характеризуется появлением повторяющейся приступообразной лихорадки. Продолжительность приступа от 5 до 12 часов, иногда до суток. Первые приступы сопровождаются неправильным характером лихорадки. Период приступов лихорадки связан с циклом развития плазмодия.

Различают три стадии приступа малярии:

  • Озноб – температура тела повышена до 39С, длится от 20 минут до 4 часов.
  • Жар - температура тела повышена от 39 до 41С, больной ощущает облегчение и пребывает в состоянии эйфории. Это связано с тем, что на фоне высоких температур периферические сосуды резко расширяются, начинается потоотделение. Длительность жара - от 3 до 12 часов.
  • Повышенное потоотделение способствует снижению температуры тела вплоть до 35С. Больной успокаивается.

После приступа лихорадки наступает межприступный период, температура тела нормализуется, а самочувствие больного улучшается.

Особенности приступов в зависимости от вида малярии:

  • Трехдневная малярия - характеризуется короткими приступами лихорадки до 8 часов, приступы возникают в утреннее время. Межприступный период - 1 день через 1 день.
  • Малярия овале по клинике схожа с трехдневной, характеризуется более легким течением, приступы возникают в вечернее время. Межприступный период - 1 день через 1 день.
  • Четырехдневная малярия характеризуется доброкачественным течением, редко приводит к осложнениям. Межприступный период - 2 дня через 1 день.
  • Тропическая малярия – доминирует стадия жара, может достигать 40 часов, что значительно изматывает больного, а без немедленного лечения может привести к его смерти. Межприступный период очень короткий, иногда 3-4 часа.

Второй латентный период.

Наступает после 10 – 12 приступов лихорадки. Общее состояние и самочувствие больного в этот период удовлетворительное. Если была проведена неадекватная терапия в период приступов, то через 3 - 4 недели или через 5 – 10 месяцев может наступить период рецидивов.

Рецидивы.

Бывают такие виды рецидивов:

  • Ранние (возникают в течение 3 – 4 недель, их развитие связано с активацией медленно развивающихся спорозоитов).
  • Поздние (возникают через 5 - 10 месяцев, связано с активацией спящих плазмодиев). Иногда поздний рецидив может возникнуть через 2 – 3 года.

Реконвалисцентный период.

Этот период малярии наступает после полного выздоровления. Этот период требует постепенного восстановления всех функций организма и реабилитации.

Течение малярии.

Обычно течение малярии тяжелое. Возможно течение благоприятное, малосимптомное, атипичное, осложненное и летальный исход.

В эндемических по малярии регионах возможна жизнедеятельность нескольких видов малярийного плазмодия, бывает и заражение различными видами паразита, что может отразиться на течении болезни и способствовать развитию атипичной клиники малярии.

Течение малярии также может изменяться в зависимости от состояния иммунной системы (природный иммунитет к малярии, ранее перенесенная малярия, ВИЧ и др.), проведенной ранее химиопрофилактики, неадекватной терапии противомалярийными препаратами.

Более тяжелое течение наблюдается у детей (особенно раннего возраста) и беременных женщин.

Тяжелее протекает тропическая малярия и малярия у людей со сниженным иммунитетом.

Симптомы малярии:

Через одну-две недели после начала лихорадки у пациентов желтеют кожные покровы и склеры глаз, появляются тянущие боли в левой и правой подреберной области, а при прощупывании четко ощущается увеличение печени и селезенки.

Симптом или синдром Проявления симптома Механизм возникновения симптома
Лихорадка Лихорадка носит цикличный характер. В начале лихорадки больной ощущает озноб – чувство холода, мышечная дрожь, не может согреться, вынужденное положение в постели. Кожа «гусиная», на ощупь холодная. Дыхание учащенное, повышение цифр артериального давления. Лихорадка связана с выходом мерозоитов и токсинов из эритроцитов в плазму крови (эритроцитарная шизогония). Интенсивность клинических проявлений зависит от количества плазмодиев и его токсинов в крови. Иммунная система реагирует на инфекционный агент повышением температуры тела (Т) с целью убить возбудителя, параллельно токсины негативно действуют на центры терморегуляции в головном мозге. Озноб развивается при повышении температуры тела до 39С (умеренное), связан с сужением периферических кровеносных сосудов. Сужение сосудов необходимо организму для сохранения жидкости, уменьшения ее выделения через кожу. Мышечная дрожь связана с ухудшением кровоснабжения мышц и нарушениями центра терморегуляции, направлена на согревание тела.
Жар Озноб сменяет чувство жара, самочувствие больного улучшается, он находится в состоянии эйфории, бредит. Кожа краснеет, становится горячей, сухой на ощупь. Жар появляется при повышении температуры тела выше 39С. Организм пытается снизить температуру тела увеличением теплоотдачи и уменьшением образования тепла, при этом периферические сосуды резко расширяются. Прекращается мышечная дрожь, больной согревается. С резким расширением сосудов связано и эйфорическое состояние, увеличение процессов в головном мозге.
Повышенное потоотделение Жар быстро сменяется повышенным потоотделением, самочувствие больного улучшается, он успокаивается, засыпает. Повышенное потоотделение связано с расширением периферических сосудов, с повышением теплоотдачи. Чаще этот механизм снижает температуру тела до нормальных или даже ниже нормальных цифр.
Анемия Больной может не ощущать анемию, лабораторно выявляется снижение количества эритроцитов, гемоглобина, цветного показателя. Может проявляться бледностью кожных покровов, вплоть до серого цвета, слабостью. Механизм развития анемии связан с разрушением плазмодиями эритроцитов. Также длительная малярийная интоксикация действует и на красный костный мозг, угнетая образование эритроцитов.
Увеличение селезенки (спленомегалия) У больного увеличиваются размеры живота в объеме. Пальпируется увеличенная селезенка в несколько раз. Спленомегалия развивается после нескольких приступов лихорадки. При тропической малярии возможно увеличение селезенки после первого приступа. Увеличение селезенки связано с быстрым разрушением эритроцитов и запуском аутоиммунных процессов в ней на фоне токсического действия возбудителя, необходимостью селезенки вырабатывать большое количество антител к малярии и других клеток крови.
Боли в суставах (артралгия) Больной ощущает ломоту в суставах конечностях, спине. Чаще этот симптом появляется в период лихорадки. Артралгия возникает в результате действия на суставы токсинов.
Увеличение печени Больной может ощущать болезненность в правом подреберье, тошноту. При пальпации печень увеличена, болезненна. При лабораторном исследовании крови определяют повышение биохимических показателей печени. Симптом развивается после нескольких приступов лихорадки. Печень – природный фильтр крови. При интоксикации увеличивается нагрузка на печень, образуется некроз (разрушение ткани) в печеночной ткани малярийными пигментами. Реакция печени также связана с быстрым разрушением эритроцитов и гемоглобина в частности. При длительном поражении печени возможно развитие печеночной недостаточности.
Желтушность кожных покровов Желтый оттенок кожи, иктеричность (желтушность) слизистых склер, ротовой полости и др. Часто сопровождается потемнением цвета мочи и обесцвечиванием кала. Иктеричность (желтушность) связана с повышением билирубина в крови. Билирубин повышается за счет быстрого распада гемоглобина и появляющейся печеночной недостаточности.
Сонливость или бессонница Эти симптомы могут возникать во время приступов и в межприступные периоды. Нарушение сна связано с действием интоксикации и высокой температуры тела на головной мозг, которая может проявляться повышенным возбуждением или торможением нервной системы.
Головная боль Головная боль носит ноющий характер, чаще локализуется в лобной области и в области глазниц. Этот симптом возникает под действием токсинов на нервные синапсы, а также нарушением микроциркуляции головного мозга на фоне высокой температуры тела и высокой концентрации паразитов в крови.
Спутанность сознания Возникает в период приступа лихорадки или при длительном и осложненном течении заболевания как предвестник малярийной комы. Сон больного сменяется возбуждением и бредом. Механизм развития данного симптома такой же, как и при головной боли.
Боли в животе, рвота, тошнота, понос Эти симптомы могут проявляться как отдельно, так и в комплексе. Чаще возникают на фоне приступа лихорадки. Абдоминальный (брюшной) синдром связан с нарушениями работы печени, селезенки, почек на фоне высокой температуры, а также под действием токсинов на центры головного мозга.
Осложнения малярии
Кровотечения (геморрагический синдром) Кровотечения могут быть как локальными, так и обширными: легочные, кишечные, почечные, геморрагический инсульт, внутрисуставные, маточные и прочие. Кровотечения связаны с повышением проницаемости сосудов, коллапсом сосудов (нарушение тонуса сосудов), снижением количества тромбоцитов и других клеток крови из-за угнетения костного мозга, работы печени, селезенки. Профузные (обильные) кровотечения могут привести к смерти больного. Чаще развивается при тропической малярии, чем при других видах.
Геморрагическая сыпь по телу Синие, красные, фиолетовые пятна неправильной формы (звездчатые), неравномерно распределенные по всему телу. Разновидность проявления геморрагического синдрома на коже.
Судорожный синдром Судороги могут проявляться в различных вариантах: однократные и множественные, клонические и тонические, локальные и тотальные. Могут быть связаны с тромбозом сосудов головного мозга, кровотечениями в мозг (геморрагический инсульт), проникновением паразитов в менингиальные пространства, ишемией сосудов головного мозга на фоне высокой температуры (сужение сосудов в фазе озноба приступа лихорадки).
Задержка мочи (анурия) Отсутствие мочи или выделение мочи до 50 мл в сутки. Первый признак нарастания почечной недостаточности. Кровоизлияния и / или некроз почечной ткани.
Гемоглобинурийная лихорадка Внезапное начало с повышения температуры тела, озноба, затем моча становится кроваво – бурой, резко нарастает желтуха кожных покровов. Высокая летальность при развитии данного осложнения. Развивается из-за внутрисосудистого свертывания крови (ДВС - синдром), чаще возникает на фоне начала лечения противомалярийными препаратами хинина.
Полиорганная недостаточность В себя включает недостаточность и несостоятельность жизненно важных органов, обычно развивается постепенно (дыхательная, сердечная, сосудистая, почечная, печеночная, кишечная и т. д.). В большинстве случаев приводит к смерти больного. Развитие полиорганной недостаточности объясняется нарушением микроциркуляции этих органов, образованием тромбов из паразитов, кровотечениями в эти органы, нарушением регуляции работы органов нервной системой.
Малярийная кома Резкое снижение рефлексов вплоть до их отсутствия, человек теряет сознание. Большое поражение головного мозга формами малярийного плазмодия, тромбоз сосудов, аккумуляция в сосудах плазмодиев, декомпенсация микроциркуляции и совокупность многих других процессов, происходящих в организме под действием инфекционно-токсического шока, может привести к коме. Без немедленного лечения больной погибает. После эффективного лечения могут остаться необратимые остаточные изменения в головном мозге.
Лечение малярии.

При подозрении на малярию больные в срочном порядке госпитализируются в инфекционное отделение. Всем пациентам рекомендуется строгий постельный режим и обильное питье. Предпочтительны теплые солевые растворы. Назначается специфическая терапия, в зависимости от вида возбудителя и его чувствительности. Для предотвращения лихорадки назначается хинин. Эффективным средством, уничтожающим возбудителей, являются примахин или хиноцид. Помимо противомикробных препаратов применяется внутривенное вливание жидкости для снижения токсического воздействия плазмодия на организм человека, а также гемосорбция и гемодиализ.

Препарат Англ. название Профилактика Лечение Коммерческое название
Артеметер-люмефантрин Artemether-lumefantrine - + Коартем
Артезунат–амодиахин Artesunate-amodiaquine + -
Атовакуон–прогуанил Atovaquone-proguanil + + Маларон
Хинин Quinine - +
Хлорохин Chloroquine + +
Котрифазид Cotrifazid + +
Доксициклин Doxycycline + +
Мефлохин Mefloquine + + Лариам
Прогуанил Proguanil - +
Примахин Primaquine + -
Сульфадоксин-пириметамин Sulfadoxine-pyrimethamine + + Фансидар

Практические советы:

Профилактический прием противомалярийных препаратов начинается за 1-2 недели (если в рекомендациях по конкретному препарату не указано иное) до прибытия в опасную страну, продолжается весь период пребывания там, и до 4-6-ти недель после убытия.

Практически советую подготовить что-то типа крю-листа с колонками для подписей и датами приема в шапке. Блистеры с таблетками  разрезать по одной штуке, и положить все это в столовой экипажа. Лучше раскладывать каждому возле тарелки перед обедом, так как люди бывают невнимательны и забывчивы. Подписи на листе означают, что человек получил препарат, а что он с ним сделал дальше (действительно принял, растер в порошок, покормил рыб в море или еще чего) уже дело личной ответственности. А вы будете юридически защищены.

Будьте с этим внимательны, так как многие моряки, особенно наши, игнорируют прием противомалярийных препаратов, боясь токсического воздействия на уставшую от тяжелых трудов (а также от вина в пакетах, индийского виски и китайской водки) печень. Берегут здоровье в общем))).

Обратите внимание на то, что иногда инкубационный период может длиться до 18-ти!!! месяцев. То, что человек уже давно покинул опасную страну, совсем не значит, что он не инфицирован. Если возникли подозрительные симптомы из описанных выше, то советую незамедлительно обратиться в ближайшую инфекционную больницу по месту жительства (либо в поликлинику к врачу-инфекционисту ) и сделать исследование на малярию,  так называемый мазок толстой капли. Процедура очень простая, недорогая и практически везде доступная. У вас просто уколют палец, посмотрят мазок под микроскопом, и в течении 15-20 минут дадут ответ.

Скачать полную версию статьи.

Берегите здоровье смолоду, и оно не подведет вас в старости. Искренне ваш, Др. Ливси

Читать дальше

17 октября 2014

Публикую видео семинара: Акценты Safety Management System новой компании

Всем, кто ждал запись семинара с юбилейной встречи проекта Key4mate (21.09.2014), могу радостно объявить, что видео уже опубликовано. Вы его можете просмотреть, но выложить на скачивание пока нет возможности.

Запись разбил на две части, чтобы удовлетворить требованиям ютуба.

Видео, конечно, не может передать атмосферу той встречи. Лично я получил огромное удовольствие от общения.

И для желающих знать у уметь больше рекомендую этот курс: ISM Code в видео.

С уважением Евгений Богаченко

Читать дальше

27 сентября 2014

На повестке дня

Много всего сейчас происходит в проекте Key4mate. На встрече, посвященной юбилею, мы обсуждали все эти моменты. Теперь рассказываю всем тем, кто по разным причинам не смог присутствовать.

Семинар OziExplorer Key4mate

Очень скоро состоится семинар по Ozi Explorer. О том, что там будет и как, читайте в посте: Семинар по OziExplorer.

Далее, как итог темы проведенного на юбилей семинара, был опубликован видеокурс по ISM Code. Очень полезная информация, прочитанный от корки до корки ISM Code с толкованиями.

ISM Code

Для истинных поклонников проекта Key4mate были выпущены брелки с новым логотипом проекта Key4mate. Брелки лились и обрабатывались вручную. Но их не сможет приобрести любой и каждый. Как я и сказал, уникальная вещь для уникальных людей. Для тех, кто действительно следит и предан проекту и тот, кто стремится знать больше. И так, брелки можно будет приобрести только лишь на семинарах. Первыми обладателями брелков стали те, кто пришел на юбилей проекта. Поздравляю вас!

Брелок-Key4mate

брелок-Key4mateбрелок-Key4mateбрелок-Key4mate

И напоследок. Чтобы закрепить в истории 4ую годовщину проекта Key4mate, была разработана монета. В настоящий момент происходит процесс изготовления матрицы монеты.

Монета-Key4mate

С уважением Евгений Богаченко

Читать дальше

24 сентября 2014

Семинар по OziExplorer

Снова семинар!

Пока есть возможность, организовываю семинар по программе OziExplorer. Потом до декабря семинаров не будет!

Семинар запланирован на 1ое октября.

Как будет проходить семинар?

Мы собираемся в конференц-зале. Приносим свои нутбуки (лоптопы). Дальше, я всё беру на себя. Но по окончанию семинара Вы будете полностью владеть следующей информацией:

установка программы OziExplorer на компьютер; первичная настройка программы; подключение GPS; пользование программой.

Отдельный бонус и интерес предполагается для тех, кто работает или собирается работать в АРАМКО регионе.

Если у Вас есть своя GPS антенная, то берите с собой, чтобы сразу настраивать всё под себя.

Что позволяет и для кого эта программа?

- для судоводителей, которые хотят уметь и знать больше;

- не на всех судах есть или будет ECDIS, а наглядное отображение карт с позицией судна на экране всегда останется полезным инструментом;

- ECDIS не может использовать местные карты, а только официальные (которые Вам присылают). OziExplorer позволяет привязывать любые карты. Сканированное или сфотографированное изображение карты – всё равно;

- для оффшорников, в районе работы которых большое присутствие навигационных опасностей;

- возможность отслеживания и контроля движения судна прямо с каюты (что часто полезно капитанам).

Как я и упомянул ранее, этот семинар платный, стоимость 300грн. В наше время – это обед на двоих в ресторанчике. К стати, кофе-брейк включен в стоимость семинара. И ещё, каждый, кто придёт на семинар, получит в подарок мой видеокурс по OziExplorer.

Всем, кому интересна тема и кто хочет провести время интересно и с пользой, пишите мне (key4mate@gmail.com). Я скоординирую Ваши действия по оплате семинара и напишу где и в котором часу он состоится.

С уважением Евгений Богаченко

P.S. Ссылка на Обзор OziExplorer.

Читать дальше

22 сентября 2014

Фото-отчет встречи по случаю юбилея проекта Key4mate

Встреча посвященная юбилею проекта Key4mate состоялась! Всё прошло в дружественной обстановке. Мы обсудили тонкие моменты перехода судоводителя под новый менеджмент: на что обратить внимание, что ожидают от судоводителя и что делать в первую очередь.

На коротком кофе-тайме познакомились поближе и обсудили острые вопросы нашей профессии.

Во второй части встречи мы продолжили обсуждать темы связанные с Системой Управления Безопасностью и самим ISM Code. А также была поднята тема «Как создавался Key4mate».

Для интересующихся: следующий семинар мы проведем 1 октября 2014г. Тоже в Одессе. Посвященный программе OziExplorer. Но семинар будет платный. Стоимость 300 грн.

На этом семинаре Вы сможете установить эту программу на своём ноутбуку, настроить, научиться привязывать карты, подключать GPS... в общем иметь у себя эту програмку , как говориться, под ключ. Особый бонус будет для тех, кто работает или собирается работать в АРАМКО регионе.

Более подробно о этом семинаре расскажу в следующих постах, а пока, все кто решился, свяжитесь со мной (key4mate@gmail.com). Я расскажу, как удобнее записаться и оплатить семинар, а также, где всё это будет происходить.

А теперь ещё пару фотографий со встречи. Остальные фото будут готовы чуть позже. Всем, кто фотографировался на фоне облака тэгов, буду высылать фото лично. По этому поводу оповещу, как только будет всё готово. Спасибо всем, кто разделил радость этого события со мной!

Читать дальше
Обновления на почту
Последние комментарии
  • ALEXIS Platform. DP Operator Application. 2018-10-20 Ответ: Администратор Добрый день, Сергей. Да, будут. Трастерам не обязательно молотить физически. В этом нет смысла. Passive time может быть не больше 30 дней и только ме...
  • ALEXIS Platform. DP Operator Application. 2018-10-20 Ответ: Сергей Здравствуйте.Будут ли засчитаны DP дни (Passive time),если судно находилось в порту и я использовал симулятор?На сайте NI в FAQ пишется что только есл...
  • ALEXIS Platform. DP Operator Application. 2018-10-18 Ответ: Администратор Добрый вечер, Александр. Если Вы загрузили все требуемые документы - этого должно хватить. Дополнительных документов может и не быть.Ими выступают, на...

Рекомендуем

Весь каталог

COLREGS

COLREGS

Урок: 201 мин

Психология столкновений

Автор: Александр Пипченко

КУПИТЬ 500,00 грн.

MAN OVERBOARD

MAN OVERBOARD

Видеокурс: 2 уроков

Реальный случай падения человека за борт. Видеоурок с объяснениями. Постеры MOB манёвров.

Автор: Евгений Богаченко

СКАЧАТЬ