Что такое FiFi система и зачем это? (для начинающих и опытных оффшорников)

Вроде бы всё и просто. Есть себе некая FiFi система, название которой само напрашивается на расшифровку, как Fire Fighting. Но когда дело доходит до конкретики, то возникает много вопросов. Как впрочем, и во всём.

Первое, что обычно приходит на ум, когда говорят о FiFi системе – это мощные лафеты (monitors) над мостиком. Смысл их понятен сам по себе – чтобы оказывать помощь в борьбе с пожаром. Существует три класса FiFi систем:

Но это далеко не всё, что нужно знать и вообще, что входит в состав FiFi системы.

Начнём сначала и рассмотрим на примере моего судна AHTS 75м с FiFi системой класса 1 фирмы FFS (Норвегия).

Всё начинается с “Suction valve” (впускной или всасывающий клапан), потом “pump” насос. На данном этапе всё просто. Чтобы вообще запустить систему, необходимо открыть “suction valve”.

Далее важный момент. “Discharge valve” (выпускной или разгрузочный клапан) должен быть закрытым в начале запуска системы. Дело в том, что трубы, по которым идёт поток воды большие и соответственно давление воды нагнетается большое и очень быстро. Если “Discharge valve” не закрыть и поток воды с большой скоростью пойдёт вверх к лафетам, то велика вероятность образования гидравлического удара (“water hammering”). Что влечет за собой повреждение системы. Ходит байка, что на каком-то судне даже вырвало лафеты. Сам не видел, не знаю, правда ли это.

И так, чтобы избежать гидравлических ударов, “Discharge valve” должен быть закрыт, а “by-pass valve” (перепускной клапан) должен быть открытым. Труба или трубы, которые обходят “Discharge valve” гораздо меньшего диаметра и используются для безопасного наполнения системы водой.

Как видно из общего плана FiFi системы, “Discharge valve” относится только к линии, которая идёт на лафеты. Но есть ещё Water spray system, 4-way deck head и Foam liquid tank.

Также из общего плана понятно, что FiFi система позволяет использовать, как всё по отдельности, так и всё сразу. Water spray system (система водяного орошения) предназначена для защиты самого судна от высоких температур и чрезмерного нагрева в момент пожаротушения.

Клапана, которые относятся к этой системе, бывают, как механические (открываются только вручную), так и электромеханические (управляются дистанционно, но могут открываться и вручную).  Ниже приведен пример электромеханического клапана.

На мостике находится небольшая панель управления клапанами системы орошения левого и правого борта. Панель находится на кормовой панели, по этому надписи правого и левого борта расположены соответственно.

Далее нужно поговорить о плане Water spray system и рассмотреть её внешние составляющие, т.е. насадки и распылители.

Различают распылители по площади, покрываемой ими поверхности, и производительности. При инсталляции FiFi системы в учет также принимается возможное месторасположение людей. Так на палубах наружного контура располагают распылители спринклерного типа (side nozzle), чтобы не травмировать человека давлением струи воды.

Знакомимся:

Tug nozzle

Side nozzle

Fulljet nozzle

Fulljet nozzle

Отдельно выделяю OSV nozzle, который направляет струю воды в кормовую часть судна, где обычно располагаю опасный груз.

OSV nozzleOSV nozzle

Отдельная ветка идёт на гидранты, относящиеся к FiFi системе (4-way deck head). Как пишется в мануале, назначение этих гидрантов различно. Возможно направленное тушение какого-либо возгорания, например, на палубе судна, или направленного охлаждения. Такой набор гидрантов находится с левого и правого борта. Тип соединения гидранта со шлангом 2'' Storz-C. И данный тип соединения отличается от тех, что используется в пожарной магистрали, идущей от основного и аварийного пожарных насосов. Если задуматься, то тушить и охлаждать местно можно и, не затрагивая гидранты FiFi системы, используя основную пожарную магистраль. Думаю, что такая альтернатива существует, как говорится, на всякий случай.

4-way deck head

Что интересно, в пожарных шлангах, относящихся к FiFi системе (а их 8, по 4 с каждого борта) один конец с типом соединения 2'' Storz-C (на фотографии нижний), а другой конец, как у основной пожарной системы (на фотографии верхний). Таким образом, насадки (брандспойты) на пожарные шланги одного типа по всему судну.

Fire box

Так же нужно упомянуть о наличии редукторов давления (pressure reducer). Назначение их вполне логично, чтобы уменьшить давление воды на выходе из гидрантов.

Ну и теперь можно поговорить о сердце системы. То, что делает FiFi систему FiFi системой. Насос FiFi системы клачуется (сообщается) с главным двигателем. Отсюда и вырабатывается такое большое давление. Вода от насоса поступает на лафеты по большим трубам (у меня на судне внешний диаметр этих труб составляет 0,5м).

Pump & gear with clutch & main enginePump & gear with clutch & main engine

Pump & gear plan

Gear with clutch

Gear with clutch

О Foam liquid tank и возможности тушить пеной, нужно упомянуть следующее. В специальном танке находится пенный концентрат. Для того чтобы на выходе получилась пена, концентрат смешивают с идущей по системе морской водой через специальный индуктор. Здесь же есть возможность регулировать процентное соотношение смешивания (0-6% в моём случае).

Foam inductor

Опять же в моём случае пена может подаваться только на одну лафету (левую). И дело не решается одним клапаном, так как для смешивания происходит ответвление от основной трубы, а потом уже пена в готовом виде возвращается в главную магистраль. Для наглядности прилагаю план.

FFS piping (FiFi)

И, пожалуй, последнее, о чем мы не поговорили – это лафеты или мониторы (monitors). С ними нужно быть осторожно. Не направлять на людей и другое оборудование.

FiFi monitor

Управляться лафеты могут, как с мостика (дистанционно), так и на месте (вручную). Для этого на лафетах есть ручки поворота лафеты и регулировки угла высоты.

FiFi лафета

Панель пуска FiFi системы и управления лафетами, находящаяся на мостике, выглядит так.

FiFi system control panel

Пуск FiFi системы не обходится без механиков. Так что здесь труд коллективный. И в любом случае, следует обратиться к руководству (мануалу) вашей FiFi системы и найти там правильную процедуру пуска.

Но в общих чертах процедура логична и однотипна. Смотрим на фотографию панели.

1. Переводим “System operation” в положение ON.

2. Нажимаем кнопку “Suction open”, чтобы открыть “Suction valve”.

3. Далее нажимаем кнопку “Clutch IN/OUT”, чтобы сообщить главный двигатель с насосом. И ждём, пока система наполнится водой, через “By-pass valve”, который должен быть открытым. Свидетельством наполнения системы будет подсветка индикации “Ready for FiFi” и вытекание воды через лафеты под слабым давлением.

4. Остаётся только нажать на кнопку “Discharge open”, чтобы открыть “Discharge valve”.

Далее по необходимости добавляют нагрузку двигателя, выбирают режим “Fog” (распыление воды) или “Jet” (струя воды). Также можно подавать воду на гидранты FiFi системы и на внешнее орошение, если необходимо.

Хоть процедура пуска системы и описана в мануале, но часто возникают разногласия по поводу того, как правильно запускать FiFi систему. При этом разногласия возникают на мостике и пред самым пуском. А моя цель и цель этого поста прежняя: постараться донести информацию до Вас, а Вы в свою очередь сможете выразить своё мнение, которое, возможно, позволит избежать поломок и аварийных ситуаций.

Если правильная (верная) информация поступает вовремя, то это разрывает цепь неверных действий, могущих привести к аварийной ситуации.

С уважением Евгений Богаченко

Комментарии

Оставить комментарий

Александр Пипченко

15 апреля 2014

Евгений, я уж было, грешным делом, подумал Вы в механика переквалифицировались ) Отличная работа, спасибо!

Евгений Богаченко

17 апреля 2014

Спасибо ))))

Vladimirs

15 апреля 2014

Спасибо за пост. Кратко и доходчиво!

Евгений Богаченко

17 апреля 2014

Спасибо за отзыв!

Глыбин Дмитрий

04 июня 2014

Действительно, потерял Вас.. Рад видеть новые труды, полезную и интересную информацию, спасибо!!

Игорь

14 августа 2014

Огромное спасибо за статью!

Саша

23 ноября 2014

Спасибо! Панель FiFi у меня на судне сейчас точно такая же. Завтра напомню чифу о том, что он хотел это протестировать) очень хочется все посмотреть в действии...запуск, управление мониторами...

Gennadiy

22 июня 2016

Евгений так вы в Тайдвотаре работает?

Евгений Богаченко

24 июня 2016

Нет )))

Только зарегистрированные пользователи могут комментировать

Обновления на почту
Последние комментарии
  • Видеокурс Grain Stability 2019-11-27 Ответ: Михаил На всех балкерах где я был была форма которая практически все автоматом считает. И не надо бояться когда придет этот инспектор, даже если вы там накос...
  • Видеокурс Grain Stability 2019-11-10 Ответ: Soroka Stanislav Да Денис, вы правы...но речь идёт не совсем о приминении данной формы как универсальной на всех судах, а о том что такую форму (как в данном видеокурс...
  • Видеокурс Grain Stability 2019-11-10 Ответ: Штефуряк Денис Степанович Лично мое мнение - не нужна универсальная EXCEL форма, чтобы ее применить на любом судне. С одной стороны, кажется, что такую форму удобно иметь и не ...

Рекомендуем

Весь каталог

LRIT

LRIT

Видеокурс: 2 уроков

Long Range Identification and Tracking of Ships

Автор: Денис Штефуряк

КУПИТЬ 250,00 грн.

Fanbeam

Fanbeam

Видеокурс: 4 уроков

Всё о Fanbeam (DP reference system) устройство, описание, настройки, решения проблем

Автор: Евгений Богаченко

КУПИТЬ 340,00 грн.