Глюки бывают не только у людей, но и у ECDIS. Доказываем это на примере системы FURUNO.

Furuno fea

Здравствуйте, друзья!

Первый раз пишу пост, поэтому не судите пожалуйста строго. Далее продолжаем затрагивать тему электронных карт. Я впервые побывал на судне с paperless navigation и, можно сказать, практически не имел достаточных знаний по работе с ECDIS. Естественно, раз судно лишено бумажных карт, то на нем используется одобренное оборудование и векторные карты, издаваемые гидрографическими офисами (коротко-ENC). Да, курсы я естественно прошел. Но проходил я их сразу, как только начали делать обязательным этот сертификат. Ну и на тот момент ничего похожего на то, что такое ENC, как его обновлять и т.д. там не рассказали.

Оборудование на тот момент там было очень плачевное и все в таком духе. До этого на судне я работал с TRANZAS NAVY SAILOR и думал, что как-то прокатит и что все одинаково. Конечно, я грубо ошибался! Попав на такое судно в качестве навигационного помощника, и приняв дела у филиппинца, мне, скажем, так стало очень “несладко”. И это “несладко” было порядка 1,5 месяца, пока я сам по мэнюалам, наставлениям и интуиции не разобрался, что есть что и что куда и зачем. Поэтому я сразу вам говорю, не в целях рекламы или по каким-либо другим личным причинам – ПАНАЦЕЯ ЕСТЬ – это новая книга Евгения Богаченко про ECDIS. Там сведено все воедино, все мэнюалы и наставления и написана она очень доступно.

Мне бы ее до рейса, и я уверен на 100%, что проблем бы никаких значительных не возникло. Так как в этой книге все уже разжевано и дополнять нечего, то я хочу лишь поделиться опытом по работе с конкретным типом оборудования, а именно FURUNO FEA 2107/2807 (модели отличаются только размером монитора). В принципе оборудование достаточно распространенное и надеюсь что кому-то это пригодиться. В частности хочу рассказать о ГЛЮКЕ, который, как оказалось из общения с коллегами, был не только у меня. Глюк этот касался корректуры (ну или добавления в коллекцию) карт, но не всех, а только тех, которые по классификации попадают в категорию OVERVIEW, иными словами самых мелкомасштабных генеральных карт. Все эти карты начинаются с цифры 1. Вернее сначала идет буквенное обозначение страны-изготовителя карты, а затем идет 1-указывает назначение/масштаб карты и далее номер самой карты.

Глюк заключался в том, что все эти карты, при наличии на них валидных PERMITов, не корректировались в нормальном рабочем порядке. ECDIS тупо не видел, что на эти карты имеются PERMITы  и не отбирал их для установки/корректуры.  По аналогии, если карту мы в коллекцию хотим добавить, получаем новые PERMITы, загружаем их и хотим загрузить вслед за ними новую карту OVERVIEW с диска, то мы наблюдаем туже самую картину. Также в КАТАЛОГЕ КАРТ в ECDIS эти карты не видны. Замечу, что все остальные карты, начинающиеся с 2, 3, 4 , 5, т.е. более крупного масштаба обновлялись без каких либо проблем и отображаются в КАТАЛОГЕ КАРТ.  Чтобы не быть голословным, привожу изображения. Возьмем к примеру карту GB104407. На фото ниже видно, что PERMIT, т.е. лицензия на эту карту есть и она действительна до 31го октября 2013 года. Фото делалось 8го октября.

Furuno ECDIS

Далее на следующем фото видно, что в фильтре отбора карт для загрузки корректуры стоит флажок возле PERMIT, т.е. ECDIS будет отбирать для установки и корректуры только те карты, на которые имеется лицензия. Лицензия, как было показано ранее, имеется, но карта и корректура на нее автоматически не выделились. Когда все в порядке, карта в списке выделяется и подсвечивается белым цветом. Также на фото видно, что в фильтре карт по назначению флажок напротив OVERVIEW стоит, значит эти карты тоже должны учитываться.

ECDIS FURUNO filter

Ну и на следующем фото показана эта карта GB104407 в электронном каталоге карт – это программа ChartBrowser – она использовалась для заказа карт. Видно, что такая карта есть и охватывает она большую часть океана севернее Южной Америки.

ECDIS FURUNO chart

А вот то, что показывает ECDIS, когда мы в нем входим в КАТАЛОГ КАРТ. Видно, что в принципе весь океан не покрыт генеральными картами, хотя флажок возле OVERVIEW стоит, а флажка возле PERMIT нет, значит ECDIS должен показывать все карты, даже те, на которые нет лицензии и они показаны красным цветом. На фото так показаны все карты начиная с 2 и заканчивая 5. OVERVIEW-карты не подсвечены никак.

ECDIS FURUNO overview

Как оказалось причиной этого является глючное программное обеспечение. А в частности версия 6.22 6.22. Номер версии можно найти в нижнем правом углу.

ECDIS FURUNO version

Сказал мне это DPA, приехавший с аудитом на судно, после того как я ему, можно сказать, пожаловался, что на всех судах компании наблюдается такая же ситуация и в будущем планируется переустановка программного обеспечения. Но когда это будущее наступит, он не сказал. Я понял, что это  им “не горит” и ждать придется долго. А работать надо уже сейчас. Все карты должны быть откорректированы, даже генеральные. Не говоря уже о том, что океан без установленных “генералок” не пересечь. Поэтому приходилось устанавливать и корректировать все эти карты ВРУЧНУЮ. Под этим термином я подразумеваю не ручное нанесение буев и прочего, а ручной отбор корректуры с диска.

А именно, если у нас карт-OVERVIEW ранее не было, мы заказываем их и из заявки себе где-то на листок выписываем номера этих карт. И после установки новых PERMITов и установки новых карт других масштабов в нормальном автоматическом режиме, второй раз запускаем установку с диска и там вручную клацаем на выписанные нами заранее карты и корректуру к этим картам и устанавливаем их.

Если же просто делаем корректуру, то после её завершения надо зайти в раздел ГЛАВНОГО МЕНЮ, который называется CHART VIEWING DATES. Здесь отображены все карты, которые мы “видим”, вся наша коллекция. Если карта откорректирована по последний доступный нотис, то она показывается в списке как показано на фото ниже и в списке видно что последнее издание карты и корректура, которые есть на данный момент для данной карты совпадает с последним изданием и корректурой, которые установлены на нашем ECDISе.

ECDIS FURUNO update

Если же напротив карты появляются стрелочки как показано ниже, значит последнее издание или корректура на данный момент доступные не совпадают с тем, что установлено у нас на ECDIS. В принципе такие стрелочки и появляются возле карт OVERVIEW, которые из-за глюка не обновляются. Карты других масштабов не требуют такой “проверки” после загрузки корректуры. И тогда надо выписать из списка на листок, какие карты надо обновить вручную и каких именно номеров корректуры не хватает. В данном примере надо найти карту GB104407 и установить на нее корректуру под номером 3. На диске с корректурой будет GB104407.003

ECDIS FURUNO bug

Да, вот такое вот получается “неудобство”, радует то, что не часто это встречается. Ну, стоит надеяться, что все глючные системы будут в скором времени переустановлены.

И еще один нюанс. Хотелось бы еще, напоследок, коснуться такого вопроса, как ECDIS CLEANING. Проще говоря - очистка системы от ненужных карт с истекшей лицензией. Особенно это актуально в трамповом судоходстве. Там в основном ключ на карту выдается на 3 месяца. По истечению этих 3х месяцев карта не пропадает, просто на нее перестает ставиться корректура – это я говорю именно о FURUNO. Может в каком-то другом типе ECDIS карта и исчезает, не могу точно сказать. В мэнюале написано, что пользователь имеет право просматривать карту вечно, но по истечению установленного срока она перестанет обновляться и поэтому судно сразу перестанет отвечать требованиям Главы V Конвенции SOLAS.

Проще говоря, был переход, были карты на этот переход, потом судно ушло в другую часть света, карты все еще действительны и обновляются вместе со всеми. Потом на них кончилась лицензия. Естественно, что если вы находитесь вообще в другой части мира и не собираетесь возвращаться, то вам нет смысла заказывать новые лицензии на них. Просто последуют никому ненужные вопросы из компании.  Карты будут видны, но во время и после очередной корректуры, да и потом в процессе эксплуатации постоянно будет выскакивать сообщение, что одна или несколько карт может быть не обновлена.

Зачем это надо? Это к тому же может привлечь внимание инспектора Порт Контроля и потом надо объяснять ему, что неоткорректированная карта – это карта, которая уже давно не используется и все такое. Поэтому рекомендуют очищать систему от ненужных и просроченных карт. Говорят также, что это улучшает и ускоряет работу системы в целом.  Для этого нужно опять таки зайти в пункт ГЛАВНОГО МЕНЮ который называется CHART VIEWING DATES и по списку карт найти карты, которые не обновились после сеанса корректуры (помним, что они обозначены стрелочками), выписать их на листок, проверить по каталогу, что эти карты нам точно не нужны и что лицензии на них уже нет и затем зайти в пункт удаления карт и удалить карты из формата SENC. Компания, где я работаю рекомендует это делать каждые 6 месяцев. Но тогда накапливается большое количество карт, плюс постоянно висит не закрывающееся окно о том что какие-то карты не откорректированы, которое пугает капитана и настораживает инспекторов ну и когда начинаешь это делать все, на это уходит несколько дней времени. А если это делать после каждой корректуры и удалять по несколько карт каждый раз, то это занимает 5-10 минут времени плюс никаких лишних окон или алармов.

Получился довольно немаленький пост. Надеюсь кому-то он будет полезен. Благодарю за внимание!!!

С уважением, Денис Штефуряк

Комментарии

Оставить комментарий

Гречаный Евгений Васильевич

21 января 2014

Ты не пробывал в меню для загрузки карт с Диска в фильтре отметить Missing only ?

Дашевский Александр

22 января 2014

И так тоже пробовал, вот как раз, когда начинает загрузка пропущенной корректуры на карту. пишет выше написанное сообщение, и корректуру не ложится.

Денис Штефуряк

22 января 2014

Евгений, я не совсем понял к кому Вы обращаетесь с вопросом))) Если ко мне, то даже, если поставить галочку в фильтр Missing Only, ничего не получится)) Я перепробовал все)))) Если поставить галочку в этом фильтре, то ECDIS будет отбирать для загрузки с диска все карты и корректуру, которой НЕТ В ФОРМАТЕ ".SENC". Я сторонник того, что когда я в порту получаю диск, а теперь это диск DVD, то я гружу с него все карты - даже те, на которые нет у меня лицензии. Да, это занимает ГОРАЗДО больше времени. Да, может быть, система немного притормаживает из-за этого. Но, я работаю на балкере, и у меня есть такая возможность в большинстве случаев, стоянка минимальная около 2х дней. Аргументирую я это тем, что часто бывает ситуация, когда судно выходит из порта, и толком еще нет следующего рейсового задания. Оно приходит в неожиданный момент. Вся же коллекция карт у меня уже скопирована на жесткий диск заблаговременно. После получения задания, делается "заявка на карты", получаются по почте PERMITы, загружаются в систему и нужные карты быстро конвертируются с жесткого диска в формат .SENC. Не надо вставлять на ходу диск, ждать пока он раздуплиться, пока все скопируется и т.д. Т.е. ECDIS не доступен в использовании на минут 5-7, пока карты сконвертируются. Когда судно на ходу, это в принципе приемлемо. Причем, если вы ТОЛЬКО ЗАГРУЗИЛИ карты с Missing Only, они загрузились на жесткий диск, но на них нет лицензии и они не сконвертировались в .SENC и вы опять вставляете диск и опять ставите этот же фильтр, то опять отберутся все карты для загрузки, не смотря на то, что они уже как бы есть на жестком диске. В данном случае MISSING ONLY имеет ввиду, КАРТЫ, КОТОРЫХ НЕТ В ФОРМАТЕ .SENC. Хотя вы их уже могли до этого загрузить и не раз на жесткий диск. В моем же случае ни при каком раскладе ECDIS не отбирал их (я имею ввиду карты мелкомасштабные, которые начинаются с 1) У меня их не было ни в каком виде, он просто тупо их не отбирал и поэтому приходилось нужные определенные карты по второму разу вручную отбирать-ставить галочку в фильтре MANUAL SELECTION, прокручивать этот длинный список и клацать на нужные карты и корректуру к ним.

Yuriy

24 января 2014

Денис добрый день.много писать возможности нет,сейчас на судне,а вопросы по данной модели есть,и тоже относительно корректуры.Есть ли возможность с Вами связаться или по скайпу или через почту. Возможно Вы сможете помочь разрешить проблему...Заранее спасибо.

Александр Дашевский

21 января 2014

Денис, спасибо за хороший пост.есть пару вопросов по этой моделе.тоже на судне без бумаэных карт. Также проблема с загрузкой каректуры..при загрузке каректуры на определенную карту.пишет Start SENC conversation failed. No ENC available or unknowm enthcrypt method.пермиты в порядке.последний базовый диск присутствует. Soft 06.12. Мне кажеться.что это тоже глюк.заранее спасибо за ответ.эсли можно на мэйл.или как можно связаться с Вами.

Денис Штефуряк

22 января 2014

Здравствуйте, Александр! Благодарю за Ваш положительный отзыв) Да, такой проблемы у меня не возникало конечно. Ну и конечно прошивка 06.12 достаточно старая, я когда уезжал домой в ноябре 2013, на судне был технишен, которого вызвали из-за проблемы с монитором, монитор одного ECDIS попросту в море перегорел и до момента прихода технишена приходилось использовать бумажные карты. Так вот, технишен поменял плату в мониторе и все заработало. Я уже стоял "в чистой одежде" и сдал дела, но время еще было и я начал показывать и рассказывать все проблемы. Он посмотрел на все это и сказал что да, прошивка ОЧЕНЬ ГЛЮЧНАЯ и что есть уже прошивка 06.23, она самая свежая и в ней, по его словам, исправлены все глюки. Что я могу посоветовать Вам? Если проблемы с конкретной картой, то посмотрите какая корректура последняя стоит уже (сконвертирована на жестком диске) и какую корректуру пытается сконвертировать с загрузочного диска ECDIS. Я имею ввиду, что корректура ставится строго в хронологическом порядке. Сначала базовая ячейка с номером .000, потом .001, .002 и т.д. Если у Вас к примеру стоит последняя корректура .005, а с диска уже ставится .007 и .008, то ничего не получится, пока Вы не поставите пропущенную по каким-то причинам корректуру .006. У меня такое было с теми генеральными картами, про которые я писал в посте. Если же у Вас все как надо, без пропусков корректуры, то я бы на Вашем месте еще попробовал удалить все пермиты (предварительно скопировав их на флешку), полностью удалить из памяти эту злополучную карту (всю корректуру на нее и базовую ячейку с номером .000). Затем заново поставить пермиты и загрузить с загрузочного диска саму карту и всю корректуру на неё. Проще говоря все переустановить) И еще, мне интересно, это давно продолжается? Или это возникло на какой-то определенной неделе корректуры? Если это местное какое-то явление, то может быть проблема с диском загрузочным. Бывает что дистрибьютор как-то неправильно записывает диск, какая-то ошибка при прожиге-записи файла тоже не исключена. Тогда подождите следующую неделю корректуры-следующий диск и попробуйте с него установить все. Но в любом случае, если ничего не поможет, поставьте в известность о данной проблеме дистрибьютора, который присылает на судна диски и пермиты. Может он что подскажут или вышлют на судно правильный файл, если проблема таки с загрузочным диском. И вообще у Вас будет письмо а руках, что Вы сообщили о проблеме с корректурой, на случай если надо будет прикрыться от какого-нибудь проверяющего инспектора, который будет наезжать и грозиться записать замечание, о том, что карта не откорректирована. Удачи Вам!=)

Александр Дашевский

22 января 2014

Спасибо за ответ.все так делал.полностью удалял пермит и полностью карту и ставил заново.это началось.когда прислали базовый двд диск 51/13 последний.скорей всего некоректно записан этот диск.сейчас.подожду следующего базового двд.если будет все также.будем писать нашему дестребьютору.да прошивка у нас старая.посмотрис.всеравно большое спасибо за совет)))

Савчук Андрей

21 января 2014

Действительно интерестный пост. Не ожидал Денис, что и ты туда же

Александр Пипченко

21 января 2014

Денис, спасибо за хороший обширный пост! Фуруно – одни из лидеров по производству ECDIS на сегодняшний день, поэтому этот пост наверняка будет полезен многим.

Денис Штефуряк

22 января 2014

Огромное БЛАГОДАРЮ!) Очень приятно!)))

Денис Штефуряк

24 января 2014

Я благодарю за оказанное мне доверие)))) Я сам только 4,5 месяца проработал с данным типом аппаратуры и всех тонкостей к сожалению не знаю)) Но, чем смогу-помогу))) denodessa@mail.ru

Гречаный Евгений Васильевич

26 января 2014

Денис, спасибо за этот пост и на мой ответ. Отработал на FURUNO 3 контракта, только версия была 6.21 если не ошибаюсь, сделал для себя отметку обязательно хочу попробовать сам установку карт в этой версии.

Ivan

20 августа 2016

Добрый день.ребят,подскажите пожалуйста,если кто конечно встречался с такой проблемой) Экдис отображает только карты на которых есть пермиты,а все остальные закрашивает серым цветом,можно ли как нибудь изменить это,просто только приехал и досталось такое наследство,да и сам до этого работал только с JRC. Заранее спасибо!И респект и уважуха за пост автору!!)

Евгений Богаченко

21 августа 2016

Добрый день, экдис и должен отображать только те карты, на которые есть пермиты. Правда, обычно базовый слой тоже отражается. Я не могу ручаться за все ЭКДИСы. У Вас какой?

Ivan

27 августа 2016

Спасибо за ответ,вот как раз проблема с базовым слоем,он не отображается,а экдис FRUNO FEA-2807. Ещё раз спасибо за ответ

Vitalii

25 августа 2016

Добрый день, коллеги. Кто знаком с процедурой "ECDIS charts spot check" или может быть есть ее описание в SMS Manual на Вашем судне? Пример чек-листа можно посмотреть здесь: http://www.sqemarine.com/manuals/ECDIS-Management-Manual/#171/z

Евгений Богаченко

28 августа 2016

Добрый день. С такими процедурами в SMS я раньше не сталкивался. Но это возможно: - просто точечная проверка карт. То есть выберешь точку на векторной карте и находишь ее на растровой, потом описываешь различие. - вариант описанный по ссылке: https://www.iho.int/iho_pubs/ECDIS/ECDIS_check-Instructions_for_Mariners.pdf

Роман

24 декабря 2016

Добрый день! Помогите с установкой приложения Furuno на компьютер. При регистрации пишет: "необрабатываемое исключение в приложении." как с этим быть?

Евгений Богаченко

25 декабря 2016

Добрый день. Я не сталкивался с таким приложением.

Евгений Богаченко

30 июля 2016

Добрый день. FEA версия не поддерживает Навтекс. Необходимо наносить всю информацию при помощи ручной корректуры.

Алексей

13 января 2017

Доброго времени суток,коллеги!Хочу поделиться ситуацией,с которой сталкивался я и не раз,может кому-то поможет или кто-то имеет больший опыт и поправит меня.Речь идет о электронных картах Furuno 3000 и программе обслуживания и заказа карт Voyager.Начну по порядку.Когда становится известным следующее рейсовое задание производим заказ карт с помощью программы Voyager.По мейлу присылают необходимые нам пермиты,которые,в свою очередь,загружаются на ECDIS и Voyager.Устанавливается все без проблем.Все идет обычным чередом-в портах присылают диски,а на переходе-файлы обновления на Voyager через мейл.Эти файлы загружаем в программу и генерируем обновления на нашу коллекцию.Сгенерированный файл устанавливаем на ECDIS. Затем,через некоторое время(было по разному от 1-ого до 3-ех месяцев)некоторые карты перестают обновляться.Диски за последнюю неделю обновляют все,кроме этих же карт.Еженедельные обновления через Voyager-тоже безрезультатно.С пермитом все ок.При попытки разобраться-написал письмо в мененджмент.На что мне ответили-если карта отображается нормально и пермит виден,то проблем никаких нет.Меня этот ответ не удовлетворил и я начал искать решение.Получив доступ к интернету,в порту написал письмо на официальном Адмиралтейском сайте,описывая свою проблему.Ответили мне сразу,предложив с этого же сайта скачать официальную программу для обновления электронных карт через интернет.Что я и сделал.В эту программу загружаются пермиты всей нашей коллекции и генерируется файл подобный дисковому.Затем этот файл загружается на ECDIS и все карты-висяки обновлены. Уважаемые коллеги,будьте добры,ответьте на мой комментарий дабы расширить границы моего кругозора.Может кто сталкивался с такими ситуациями и имеет иной опыт.Поделитесь-я думаю,это будет интересно не только мне.

Евгений Богаченко

14 января 2017

Спасибо. Дополнение очень полезное. К сожалению, сам я не работаю с ECDIS, и потому не могу что-то добавить по существу.

Штефуряк Денис Степанович

30 марта 2017

Вот видите, сколько бывает глюков в процессе эксплуатации))) То, что карты перестают обновляться, хотя пермит ещё валидный - чистейшей воды глюк. Такого быть не должно. Хорошо, когда есть доступ к интеренету. Чтобы сделал я? Я имею ввиду, если нет доступа к инету и не предвидится таковой. Выписать на листок номера всех карт, на которые есть пермиты, но которые почему-то не обновляются. Далее я бы полностью удалил и пермиты на эти выборочные карты и сами эти выборочные карты из системы. Ну и потом опять бы заново поставил на них пермиты и все обновлениея последние - т.е. сначала с дисков установил бы карты с обновлениями, а потом бы сверху ещё те обновления, которые вышли после имеющихся на борту дисков - те, которые приходят через программу Voyager. Сам я с этой прогой не работал, у меня был ChartBrowser, но суть одна и та же. Ну как-то так...по сути возможное решение многих проблем с ECDIS сводится к удалению карт и потом их новой установкой и обновлением. Лично у меня сложилась некая аналогия, когда сильно глючит компьютер - переустанавливают операционную систему. С операционной системой в ECDIS лучше не играться, а вот удалить и заново установить карты - это в принципе можно сделать на якорной стоянке или в порту на ночной вахте) Ну и опять таки, если глюки бывают редко (от 1го до 3х месяцев), то удалить пару карт и заново их установить - совсем не вызывает напряга, в среднем 1-2 раза за контракт)

Леонид

08 сентября 2017

Добрый день коллеги!Столкнулся на судне с ECDIS-ом Furuno,вопрос следующий: как проверить кол-во и статус всех cells, last updates(date) and permits.Заранее спасибо!

Леонид

08 сентября 2017

Уважаемые коллеги!Может кто подскажет как вывести информацию на экран о кол-ве карт в каталоге и дате последнего еженедельного обновления. Заранее спасибо!

Только зарегистрированные пользователи могут комментировать

Обновления на почту
Последние комментарии
  • Вебинар ECDIS: Новые стандарты и старые подводные камни 2017-09-20 Ответ: Александр Пипченко Здравствуйте, Юрий! Спасибо за теплые слова.Вот ссылка на демо-версию TRANSAS NAVI-SAILOR: http://www.transas.com/products/navigation/ecdis/ECDIS#down...
  • Вебинар ECDIS: Новые стандарты и старые подводные камни 2017-09-19 Ответ: Баров Юрий Владимирович Александр, здравствуйте! Спасибо за то, что вы делаете. Если вас не затруднит, не могли бы скинуть в комментариях ссылку, откуда можно скачать образ д...
  • Уйти в рейс 2017-09-13 Ответ: Георгий Доброго времени суток!Спасибо за сайт, много чего есть полезного, желаю вам успехов и благополучия.K/regardsCapt. GK...

Рекомендуем

Весь каталог

Учет дрейфа и течения

Учет дрейфа и течения

Видеокурс: 6 уроков

Автор: Валерий Гусев

КУПИТЬ 100,00 грн.

Terrestrial Navigation

Terrestrial Navigation

Видеокурс: 8 уроков

Информация представлена в pdf формате

Автор: Александр Пипченко

КУПИТЬ 700,00 грн.