Конвенция MLC (Maritime Labor Convention – Конвенция о труде в морском судоходстве), 2006


7 февраля 2006 года в Женеве была созвана Генеральная конференция Международной организации труда. Целью этой конференции было создать единый согласованный акт, охватывающий все современные нормы существующих международных конвенций и рекомендаций о труде в морском судоходстве, а также основные принципы, содержащиеся в других международных конвенциях о труде.


И уже 23 февраля 2006 года была принята конвенция MLC (Maritime Labor Convention – Конвенция о труде в морском судоходстве)


Конвенция состоит из трех различных, но взаимосвязанных частей: статей, правил и Кодекса. Кодекс состоит из Части А (обязательные стандарты) и Части В (факультативные руководящие принципы). Правила и Кодекс объединены по общим темам в пяти разделах: 




- Раздел 1: Минимальные требования в отношении труда моряков на борту;     


- Раздел 2: Условия занятости;


- Раздел 3: Жилые помещения, условия для отдыха, питание и столовое 

                  обслуживание;


- Раздел 4: Охрана здоровья, медицинское обслуживание, социально-бытовое  

                  обслуживание и защита в области социального обеспечения;


- Раздел 5: Соблюдение и обеспечение выполнения.

 

Конвенция вступила в силу 20 августа 2013 года.


Так вот основные цели данной Конвенции:

- заложить прочный свод прав и принципов;

- обеспечить гибкость в отношении путей осуществления государствами-членами этих принципов;

- и обеспечить выполнение этих принципов.


Раздел 1 рассказывает о:


 - минимальном возрасте лиц, работающих на борту судна – не менее 16 лет; а также запрет труда в ночное время моряков в возрасте до 18 лет, термин "ночное время” определяется в соответствии с национальным законодательством и практикой.


- медицинское свидетельство - моряки не допускаются к работе на борту судна, если они не предоставят документ, удостоверяющий их пригодность по состоянию здоровья. Медицинское свидетельство выдается практикующим врачом, обладающим надлежащей квалификацией. 

  

Медицинское свидетельство остается в силе не более двух лет, если не устанавливается боле краткий промежуток времени в соответствии с требованиями Конвенции ПДНВ 1978 года с поправками.

 

Также необходимо знать, что если срок действия свидетельства истекает во время рейса, то это свидетельство продолжает оставаться в силе до захода в следующий порт, в котором моряк может получить медицинское свидетельство у врача при условии, что этот период времени не превышает трех месяцев.


- подготовка и квалификация - моряк не допускается к работе на судне, если он не прошел профессиональную подготовку или не получил диплом, удостоверяющий его компетентность.


- подбор и трудоустройство – то есть, каждый моряк должен иметь доступ к регулируемой системе подбора и трудоустройства.


Раздел 2 (Условия занятости) нам рассказывает о:

  

    - трудовые договоры моряков – целью этого правила является обеспечить, чтобы каждый моряк имел справедливый трудовой договор. Сторонами договора (контракта) являются судовладелец и моряк, который нанимается на работу. Как судовладелец, так и моряк, получают подписанный экземпляр трудового договора.


   - заработная плата -  все моряки получают плату за свой труд в соответствии со своими трудовыми договорами, а также получают ежемесячный отчеты о выплаченных суммах.


   - продолжительность рабочего времени и времени отдыха – 

 максимальная продолжительность рабочего времени не должна превышать:

    a) 14 часов в течение любого 24-часового периода; и

    b) 72 часов в течение любого периода в семь дней; или


 минимальная продолжительность времени отдыха составляет не менее:

     c) десяти часов в течение любого 24-часового периода; и

     d) 77 часов в течение любого периода в семь дней.


 Время отдыха можно делить не более чем на два периода, продолжительность, одного из которых составляет не менее шести часов, а интервал между периодами отдыха не превышает 14 часов, а

часы учебных тревог учитываются как рабочее время…


Необходимо размещать на легкодоступном месте график с указанием внутреннего трудового распорядка с указанием времени работы в море и в порту.


 Но также не следует забывать о том, что капитан имеет право требовать от моряка, чтобы он работал необходимое количество часов для обеспечения безопасности непосредственно судна, людей, находящихся на борту, или груза, а также для оказания помощи другим судам или людям, терпящим бедствие в море. То есть капитан может приостановить действие графика рабочего времени или времени отдыха и требовать от моряка, чтобы он работал необходимое количество часов до восстановления нормальной ситуации. Ну а после восстановления нормальной ситуации, морякам должен быть предоставлен адекватный период времени отдыха.


  - репатриация – каждый моряк имеет право на репатриацию без затрат с его стороны, если:

    a) трудовой договор моряка истекает во время нахождения судна за границей;

    b)  трудовой договор моряка расторгается:

        - по инициативе судовладельца; или

        - по инициативе моряка по обоснованным причинам.


Судовладельцам запрещено требовать от моряков оплачивать авансом стоимость репатриации в начале их контракта и удерживать расходы по репатриации из заработной платы, за исключением случаев, когда будет обнаружено, что моряк серьезно нарушает свои трудовые обязанности.


А также моряки имеют право на репатриацию:

- в случае заболевания или травмы

- в случае, если судовладелец не способен далее выполнять свои обязательства по договору как работодатель моряка по причине банкротства

- если судно направляется в зону военных действий при отсутствии согласия со стороны моряка.


Судовладельцем должны быть оплачены расходы на проживание и питание с момента, когда моряк сходит с судна, и до момента, когда он прибывает к месту репатриации, а также лечение, в случае необходимости, до тех пор, пока моряк не будет пригоден по состоянию здоровья для переезда к месту репатриации.


- компенсации морякам в случае утраты или затопления судна -  каждый морякимеет право на компенсацию в случае травмы или убытков, связанных с затоплением судна.


- укомплектование судов экипажами – целью этого правила является обеспечить, чтобы моряки работали на борту судов, которые укомплектованы достаточным количеством персонала для безопасной эксплуатации судна.


- карьерный рост, повышение квалификации и возможностей для занятости моряков.



Раздел 3 включает в себя два правила:

 

  1) жилые помещения и условия для отдыха – в данном правиле четко описывается, что требования, касающиеся выполнения настоящего правила, которые относятся к конструкции и оборудованию судна, распространяются только на суда, построенные в момент или после вступления в силу настоящей Конвенции для соответствующего государства-члена. Для судов, построенных до этой даты, продолжают применяться положения, касающиеся конструкции и оборудования судна, предусмотренные в Конвенции (пересмотренной) 1949 года о помещениях для экипажа на борту судов и Конвенции 1970 года о помещениях для экипажа на борту судов (дополнительные положения) 


 Требования к жилым помещениям:


-  все помещения для моряков должны иметь адекватную высоту; минимальная   допустимая высота во всех помещениях для моряков, где необходима полная свобода передвижения, составляет не менее 203 см;


- жилые помещения обеспечиваются адекватной изоляцией;


- на судах, кроме пассажирских, спальные помещения кают располагаются в средней или кормовой части судна выше грузовой ватерлинии; 

  

 Далее речь идет о материалах, которые должны использоваться для внутренних переборок, надлежащее освещение, а также требования к вентиляции, отоплению, освещению и т.д.


  Стоит остановиться на требованиях, предъявляемых к санитарно-гигиеническим узлам:

  - санитарно-гигиенические узлы должны располагаться поблизости от ходового мостика и машинного отделения;

   - на всех судах оборудуются, по крайней мере, один туалет, один умывальник и одна ванная или душ на каждые шесть человек, которые не имеют таких личных удобств;

   - каждая каюта оборудуется умывальником с горячей и холодной пресной водой, если такие умывальники не установлены в индивидуальных ванных комнатах;


  Также говорится о необходимости наличия отдельного помещения для судового лазарета на судах где 15 и более моряков и находящихся в плавании более трех дней.


Для отдыха экипажа должны быть предусмотрены – курительная комната, демонстрация кинофильмов, запас который должен соответствовать продолжительности рейса, спортивный инвентарь, по мере возможности условия для занятий плаванием, библиотека, электронное оборудование – тобеш проигрыватели DVD/CD, персональные компьютеры, а также следует предоставлять доступ в разумных пределах к телефонной связи между судном и берегом, к средствам электронной почты и Интернету, при их наличии, причем размер платы за пользование этими услугами не должен превышать разумных пределов.


 

 2) питание и столовое обслуживание – целью данного правила является обеспечение моряков необходимыми продуктами питания и питьевой водой и в надлежащих санитарно-гигиенических условиях. 

 Конвенция требует, чтобы капитаном или под его руководством на борту судов проводились частые и документально оформленные инспекции в целях проверки:


a) снабжения пищевыми продуктами и питьевой водой;

b) всех помещений и оборудования, используемых для хранения и обработки пищевых продуктов и питьевой воды;

c) камбуза и оборудования для приготовления и подачи пищи.


Здесь акцентируется внимание на недопущении приема на работу моряков моложе 18 лет в качестве судового повара.


Раздел 4 нам говорит об охране здоровья, медицинском обслуживании и защите в области социального обеспечения:

  

   Данный раздел состоит из 5-ти правил:


медицинское обслуживание на борту судна и на берегу -  здесь идет речь о гарантии права морякам на безотлагательное обращение к врачу или стоматологу в порту захода, если это практически осуществимо, а также обеспечения того, чтобы медицинское обслуживание во время пребывания моряка на судне или в порту предоставлялись ему бесплатно, в той мере, в какой это соответствует национальному законодательству государства члена.


Аптечки, их содержимое и медицинское оборудование должны поддерживаться в надлежащем состоянии и инспектироваться через регулярные промежутки времени, не превышающие 12 месяцев

Все суда должны иметь полный список радиостанций, с помощью которых можно получить медицинскую консультацию.


ответственность судовладельцев – здесь говорится о том, что судовладельцы несут ответственность за охрану здоровья и медицинское обслуживание всех моряков, работающих на их судах, а именно:

         -  покрытие расходов, связанных с болезнью и травмами

         -  финансовые компенсации в случае смерти моряка

         -  покрытие расходов, связанных с медицинским обслуживанием, 

            включая лечение, обеспечение необходимыми лекарствами


Также если болезнь или травма влекут за собой потерю трудоспособности, судовладелец несет ответственность за выплату заработной платы в полном размере в течение всего времени пребывания больного на судне.


Необходимо обратить внимание, что ответственность судовладельца может быть исключена в случае травмы, не связанной со службой на судне; травмы или болезни, происшедших по причине умышленного нарушения дисциплины заболевшим, а также в случае болезни, намеренно скрытой в момент поступления на работу.


охрана здоровья, обеспечение безопасности и предупреждение несчастных случаев – целью данного правила является обеспечить, чтобы моряки жили и работали на борту судна в безопасных санитарно-гигиенических условиях. 

  

Для пропаганды безопасности труда и предупреждения несчастных случаев используются учебные аудиовизуальные программы для демонстрации во время киносеансов на борту судна, размещение плакатов. Для данной пропаганды необходимо учитывать национальные, языковые и культурные различия моряков на борту судов.


доступ к береговым объектам социально-бытового назначения – тут говорится о том, что данные объекты должны быть доступны для всех моряков, независимо от их национальности, расы, цвета кожи, пола, вероисповедания, политических убеждений, а также независимо от государства флага судна, на котором они работают. При нахождении в иностранном порту моряки должны иметь доступ к консулам стран их гражданства или проживания

    

социальное обеспечение – каждый моряк должен иметь доступ к защите в области социального обеспечения, а в трудовом договоре должны быть определены средства, с помощью которых моряку будут предоставляться различные виды защиты в области социального обеспечения со стороны судовладельца.


Раздел 5 касается соблюдения и обеспечение выполнения, того что изложено в статьях данной Конвенции, а также конкретных обязательств, предусмотренных в ее разделах 1, 2, 3 и 4. 


 В ходе инспекции инспектор осуществляет проверку, которая, по его мнению, необходима чтобы убедиться в строгом соблюдении норм, а также имеет право требовать, чтобы были устранены любые недостатки, а если данные недостатки представляют из себя серьёзное нарушение требований настоящей Конвенции (включая права моряков), то инспектор имеет право запретить судну покидать порт до принятия необходимых мер.


 Если отсутствует явное нарушение требований настоящей Конвенции, тогда инспектор имеет право давать инструкции вместо того, чтобы начинать расследование.

 

В донном разделе сказано, что инспекторы сохраняют конфиденциальность источника жалобы, то есть не сообщают судовладельцу что инспекция проводится на основании такой жалобы или информации.


Каждое государство-член требует, чтобы на судах, плавающих под его флагом, действовали процедуры быстрых жалоб моряков о возможных нарушениях: 




 - жалобы должны подаваться начальнику моряка из числа командного состава судна;

 - далее данный начальник должен попытаться решить проблему;

 - и если он не может решить жалобу к удовлетворению моряка, то последний может обратиться с ней к капитану, который должен лично рассмотреть этот вопрос.


Все жалобы и решения по ним должны регистрироваться, а копии должны предоставляться заинтересованному моряку. И если жалоба не может быть разрешена на борту судна, то этот вопрос должен быть направлен на рассмотрение судовладельца на берегу и в любом случае моряки должны иметь право подавать жалобу непосредственно капитану, а также судовладельцу и компетентным органам.




Следует отметить что в апреле 2014 года ILO (Международная организация труда) внесла в Конвенцию несколько поправок, которые защищают права моряков, брошенных судовладельцем за границей, а 18 января 2017 года данные поправки вступили в силу. 

   

Теперь судовладелец обязан будет подтверждать финансовое обеспечение обязательств по выплате компенсаций в случае смерти моряка или утраты трудоспособности. Согласно данным поправкам судовладелец обязан гарантировать, что моряку, пострадавшему от несчастного случая, выплатят компенсацию. Данные поправки регулируют механизм оплаты репатриации моряков в случае проблем с судном. А сертификат, который подтверждает финансовое обеспечение, должен храниться на борту судна. 


Давайте теперь подытожим, что нам дает данная конвенция…


Ну, во-первых, конвенция включает в себя требования множества существующих конвенций, а также новые требования. Она направлена на защиту моряка в отношении рабочего времени и отдыха, качества еды, проживания, возможность быстрой жалобы (причем бланк жалобы должен находиться у каждого моряка в каюте), социальные гарантии, гарантии выплаты зарплат, а также финансовую защищенность моряка в случае проблем с судном.


С Уважением,

Сорока Станислав


Комментарии

Оставить комментарий

Дмитрий

14 июля 2017

Статья полезна. Спасибо!

Захаров Егор Сергеевич

15 июля 2017

Очень хорошо что подняли эту тему! Давайте ее развивать не только в теории а еще и на практике.Напишите пожалуйста более подробно о том как считается правильно овертайм, со скольких часов в неделю он начинается, что в него входит а что нет, когда за него должны платить а когда нет? Как правильно проанализировать свой контракт, какие подводные камки могут быть? И еще было бы не плохо получить практическое руководство того как и куда обращаться если нарушаются вышеперечисленные правила? Какие инстанции, контакты, формы обращения? Дайте шаблоны? Чем это чревато?Я считаю что залог здоровой работы это чувствовать себя защищенным и ценным, а не использованным в целях рабского и каторжного труда кому как захочется. Но к сожалению еще встречаются такие чифы и капитаны которых просто нужно уметь поставить на место, ибо эти люди ошибочно считают себя богами. Увы своими силами сам ничего никогда не добьешься, кроме как испортишь себе репутацию и получишь плохую характеристику, знаю на опыте. Вот филиппинцев стоит уважать хотя бы за то что они умеют коллективно отстоять свои права и скорее сменят капитана чем они буду работать в воскресенье.

Только зарегистрированные пользователи могут комментировать

Обновления на почту
Последние комментарии
  • Вебинар ECDIS: Новые стандарты и старые подводные камни 2017-09-20 Ответ: Александр Пипченко Здравствуйте, Юрий! Спасибо за теплые слова.Вот ссылка на демо-версию TRANSAS NAVI-SAILOR: http://www.transas.com/products/navigation/ecdis/ECDIS#down...
  • Вебинар ECDIS: Новые стандарты и старые подводные камни 2017-09-19 Ответ: Баров Юрий Владимирович Александр, здравствуйте! Спасибо за то, что вы делаете. Если вас не затруднит, не могли бы скинуть в комментариях ссылку, откуда можно скачать образ д...
  • Уйти в рейс 2017-09-13 Ответ: Георгий Доброго времени суток!Спасибо за сайт, много чего есть полезного, желаю вам успехов и благополучия.K/regardsCapt. GK...

Рекомендуем

Весь каталог

Остойчивость

Остойчивость

Видеокурс: 15 уроков

Продолжительность курса – 3,5 часа.

Автор: Евгений Богаченко

КУПИТЬ 180,00 грн.

Fire extinguishers and hoses

Fire extinguishers and hoses

Видеокурс: 5 уроков

Автор: Александр Пипченко

КУПИТЬ 350,00 грн.