Опыт общения с FRC. В воду нырять не обязательно!

frc

Признаться, долго во мне сидела мысль о написании поста на тему "FRC Launching”, но всё никак не решался выразить свои мысли. Самым лучшим вариантом было бы прикрепить видео камеру к шлему и сделать обзор спуска этой самой FRC. В силу многих обстоятельств, такой вариант не сложился. И тянуть с этой темой уже не хочется.

Давайте сразу посмотрим видео о том, как НЕ нужно спускать FRC.


 

FRC (Fast Rescue Craft) можно перевести как Быстрый Спасательный Катер (или шлюпка). Иногда можно встретить аббревиатуру FRB (Fast Rescue Boat). Лично мне удобнее называть FRC. И так FRC – это шлюпка, предназначенная для спасения людей в море. Чаще всего ассоциируется со спасением человека, который находится в воде. Т.е. применяется  при тревоге MOB (Man Over Board).

Отсюда, FRC спускают во время учебных MOB тревог (помимо экстренных случаев, которые, надеюсь, у всех происходят очень редко или не происходят вообще). Сразу договоримся, что я не затрагиваю в этом посте Risk Assessment спуска FRC. И ещё не вгрызаюсь в требования к спуску FRC. Во-первых, всё равно в SMS компании своё мнение на этот счет. Во-вторых, FRC спускают и по многим другим причинам, кроме как учебная тревога. Например, в Африке привезти представителей власти на судно. Или проверить наличие опасности на пути у сейсмического судна: буи, сети и другие плавучие объекты. Мне приходилось спускать FRC и по три раза на день. И именно этим опытом я хочу поделиться.

Возвращаемся к видео и делаем акцент на ошибки. Первая и самая главная причина произошедшего: отсутствие практики спуска FRC, когда судно на ходу. И с этого момент давайте выделим две ситуации спуска FRC: когда судно на ходу и когда судно в дрейфе (т.е. не имеет ход относительно воды).

frc_davit

Вторая ситуация встречается наиболее часто. Судно остановилось, от FRC завели два кончика (один с носа, другой с кормы). В зависимости от специфики вываливающейся балки, экипаж садится сразу в FRC или сперва FRC вываливают и прижимают к борту у палубы, с которой уже и садятся в FRC.

Сколько человек необходимо, чтобы спустить FRC на воду? В ситуации, которую мы сейчас разбираем: экипаж FRC 3 человека (один на руле, один на гаке, один для отдачи концов), два на судне на концах, чтобы регулировать ровный спуск FRC, один на контроллере шлюпбалки. Итого 6 человек.

Процедура следующая: тот кто на контроллере майнает FRC с экипажем вниз, двое на судне контролируют, чтобы FRC сохраняло положение параллельное борту судна. Буквально за метр до уровня воды FRC, нужно завести двигатель шлюпки. Как только FRC коснулось воды, следует отдать скобу крепления FRC к шлюпбалке. Это делает тот, кто стоит на гаке (on hook). Далее отдать концы (painters), которыми контролировали положение FRC во время спуска. Теперь всё зависит от опыта коксвэйна (coxswain), т.е. рулевого. Если позволяет погода, то можно и сдать назад немного, отвести тем самым корму FRC от борта, а потом уже давать движение вперед. Или просто отходить вперед, но аккуратно.

Какие здесь могут произойти ошибки, помимо всех технических, связанных со шлюпбалкой и смой FRC. Перед началом спуска необходимо проверить, что двигатель FRC заводится. Также может быть ошибка во время спуска FRC от недопонимания процедуры контроля положения FRC. Потом незнание процедуры отдачи скобы. При этом скоба может ещё и ударить кого-то. Неправильная отдача кончиков, например, отдача носового конца при помощи ‘quick release’. Или риск того, что кормовой конец пойдёт под FRC, тем самым, повредив движитель. Не забываем, что присутствие течения будет усугублять ситуацию. И в конечном итоге может получиться так, как изображено на картинке.

frc_fail

Чтобы не вдаваться в подробности, что именно может пойти не так, лучше разберем, что для чего служит на примере FRC, с которым я работал.

Моё мнение, что если умеешь спускать FRC, когда судно на ходу, то в дрейфе с той же практикой тоже можно всё сделать.

frc_frb

И начинаем мы с того, что уменьшаем количество человек, задействованных в данной операции. Не привлекаем двух человек, которые контролируют положение FRC при спуске. И, очень важно, носовой фалинь (painter) заводим так, чтобы он работал не на прижим, а как продольный от FRC, и жестко его крепим на судне. Длину фалиня методом нескольких проб (спусков) можно отрегулировать. Именно этот момент не был учтён при спуске FRC на видео. Именно поэтому FRC и развернуло. Если бы носовой фалинь был бы заведен как продольный, то при спуске на воду FRC вышло бы на длину этого конца и прижалось бы к боту судна.

frc_wrong_painter

Кормовой фалинь при этом не нужен. Обязанность держать FRC параллельно борту судна и предотвращать удары FRC о судно возлагается на члена экипажа FRC, который и отдаёт в последствии носовой фалинь. Руками он не должен отталкиваться от борта судна при спуске, а пользоваться, например, багром, который находится в FRC.

Как отдавать носовой фалинь? Я бы перефразировали на фразу «как было бы лучше отдавать носовой фалинь». У нас на судне были специальные скобы, которые соединялись и разъединялись только перпендикулярно друг другу.

frc_link

При этом не было необходимости вязать узлы. Фалинь отдаётся в самом конце, когда двигатель FRC в работе и скоба шлюпбалки отдана. Т.е. при отказе чего-либо (двигателя или гака), FRC выходит на длину фалиня и прижимается к борту судна.

Пару слов о ‘quick release’ на носу FRC.

quick_release_frcfrc_scheme

Его можно использовать, но обычно это делают в экстренных случаях. И проблема не в том, чтобы отдать фалинь, а в том, чтобы закрепить кончик обратно на носу FRC. Человеку будет необходимо лечь на наружную часть носа FRC, находясь под бортом судна поймать фалинь, (при этом FRC под действием волн) и закрепить его обратно на ‘quick release’. Это дополнительная угроза для человека.

Если сделать всё правильно, то носовой фалинь останется подвешен у борта судна. На фалинь хорошо бы прикрепить буёк или пустые пластиковые бутылки, чтобы он не тонул в воде и не ушел под корпус FRC. Матрос цепляет фалинь багром, делает сцепку скоб и всё! Далее FRC выходит на длину фалиня, цепляется скоба, начинают подъём, глушат двигатель. Тут мы вкратце рассмотрели процедуру ‘recovery’.

frc_recovery

И ещё я упомянул слово «матрос». Именно так я бы и рекомендовал комплектовать FRC: штурман, механик и матрос. Штурман на руле, механик на гаке, а матрос на фалине и предотвращает жесткие удары FRC о борт судна, когда шлюпка в подвешенном состоянии.

Теперь рассматриваем гак (hook) на FRC.

frc_hook

Убедитесь, что человек, ответственный за отдачу скобы, знает, как это делать. Многие подобные системы снабжены ‘safety pin’, его нужно вытаскивать. Рычаг опускать, когда FRC уже на воде. Заметьте, что к скобе привязан кончик. Когда гак освобождает скобу, то она может отскочить и ударить кого-то. Поэтому её лучше придерживать за кончик, пока оператор шлюпбалки не подвирает её.

frc_hook_ring

Сразу, или в ближайший удобный момент, нужно завести гак в первоначальное положение, закрепив ‘safety pin’ (если таковой имеется). Делается это для того, чтобы потом, при подходе к судна для поднятия FRC на борт, всё было готово для того, чтобы просто вставить скобу в гак. Скоба просто заносится в гак и защёлкивается. Частая ошибка, когда начинают держать скобу у гака, одновременно пытаясь его защёлкнуть, подставляя пальцы под все движущиеся части и при этом, не держась за поручни. В общем и пальцы можно прищемить и за борт упасть.

Прилагаю инструкцию по системе данного FRC.

Henriksen User Manual

Henriksen User Manual

Напоследок хочу добавить, что сталкивался с ситуацией, когда судно стояло на якоре и действовало очень сильное течение возле порта Сойо (Ангола). Если бы не опыт экипажа и постоянная практика, то наш FRC перевернуло бы так же, как и на видео. Как если бы судно было на ходу.

С уважением и наилучшими пожеланиями Евгений Богаченко

 

Комментарии

Оставить комментарий

Олег

28 декабря 2013

Большое спасибо, что затронули эту тему. не раз она меня интересовала в море, но не довелось её освоить на практике. Как только будет возможность, буду уже вооружён вашими советами!

Евгений Богаченко

28 декабря 2013

Буду рад, если этот пост поможет.

Андрей Плотниченко

28 декабря 2013

Спасибо)))) все ясно и понятно!))

Евгений Богаченко

28 декабря 2013

Спасибо!

Валерий Гусев

28 декабря 2013

Женя, спасибо огромное! Очень интересный пост. Масса практических советов, которые не прописаны в мануале, а даются лишь с опытом или после прочтения статьи на блоге :) Особенно понравились рекомендации по ‘recovery’ носового фалиня - отличный вклад в копилку личного опыта. Признаюсь, пользовался ‘quick release’ и столкнулся со всеми неудобствами, описанными в статье. Никогда не думал, что в канун Нового Года научусь правильно спускать FRC. Key4mate - актуальные практические знания, даже преддверье Нового Года! - новый слоган ;) P.S. Всех с наступающим 2014 годом

Евгений Богаченко

28 декабря 2013

Спасибо! Старался )))

Александр Пипченко

29 декабря 2013

Евгений, отличная статья! От себя скажу: "Знаем, сто раз так делали!" )) Еще хорошо было бы добавить, как правильно спускать и поднимать боат с позиции лебедчика (davit operator), в нормальном режиме и Emergency Launch.

Владислав Лопухин

29 декабря 2013

Идея с FWD Painter действительно интересная, спасибо огромное за совет, не придется матросов просить ловить его, только два вопроса - как к этим скобам проверяющие относятся , или они предусмотрены конструкцией? и второй - как эти скобы по английски называются - если заказать соберусь))

Иргалиев Руслан

30 декабря 2013

Всем привет! Еще одна грубая ошибка на видео поворачивать следовало через борт с которого спускался FRC!

Михайленко Андрей

02 января 2014

Так всё же, в каких случаях при спуске FRC использовать и кормовой, и носовой фалини ? Или достаточно только носового в качестве продольного? Увереннее же, чтобы два человека на борту судна просто внатяг держали фалини, тем самым не давая АКС раскачиваться и прижимая его к борту?

Александр Пипченко

02 января 2014

Во-первых на волне, а во-вторых на ходу (4-5) узлов FRC вытягивается на носовом фалине, кормовой в этом случае просто не нужен. Плюс в реальной ситуации (не штилевой), если держать фалинь в руках можно как минимум его потерять, а в худшем случае получить значительную травму. Поэтому крепить носовой фалинь жестко к судну на заранее вымеренную длину является наиболее хорошей практикой.

Михайленко Андрей

02 января 2014

Ясно, спасибо за разъяснения. То есть лучше привязать к жёсткой конструкции на судне, так чтобы он был внатяг при положении FRC на воде у борта судна (он то его и будет прижимать), так ? То есть, во время его спуска пока FRC ещё не на воде, фалинь никоим образом не контролирует FRC, а прижимает его к борту лишь когда последний уже на воде ? Сможет ли тогда человек лишь багром отталкивая FRC от борта сохранять его параллельное и yбезопасное положение?

Евгений Богаченко

02 января 2014

Человек вполне с этой функцией справится.

Михайленко Андрей

03 января 2014

Copied :) Спасибо за ещё один интересный и познавательный пост.

Евгений Богаченко

02 января 2014

Может и увереннее с двумя, но когда, например, FRC уже в воде и присутствует зыбь, которая бьёт FRC о борт судна, самым лучшем будет отойти от судна как можно быстрее. С кормовым фалинем всё происходит гораздо сложнее. Там где я работал, использовали только носовой фалинь и все спуски происходили на отлично!

Андрей Сергеевич

17 января 2014

Полезная информация. Сам никогда не сталкивался со спуском FRB "на ходу". Спасибо Евгений!

Вадим Соловьев

30 июля 2014

Друзья, всех приветствую! Т.к. проект в первую очередь направлен на то, чтобы делиться реальным опыт который пригодился в жизни могу добавить, что при спуске и при подъеме FRC хорошей штукой является разворот на 360, чтобы сбить волну, естественно после этого обеспечив Leeward. Способ действительно эффективен, думаю тем кому приходилось спускать FRC не только на учебных тревогах в спокойную погоду оценят. Конечно должны приниматься во внимания многие факторы от ТТХ судна и характера выполняемых работ (ROV, DSV) до наличия безопасного пространства, но в случае если это ничем не стесненный AHTS или PSV(да и не только), метод полезен. Всем спасибо и успехов!

Игорь Малиновский

27 октября 2014

Евгений спасибо, что затронули эту тему! В данный момент возник вопрос по поводу - когда, кем и как должна производится замена/проверка Wire on FRC launche Davit. К сожелению внятного/четкого ответа в "Resolution MSC.81(70) annex 6 не нашол. Может посоветуете где поискать более подробную информацию/разъяснение.

Евгений Богаченко

27 октября 2014

Я не нашел более точного определения, когда должен проводится end-to-end. Но думаю, что его и нет. Так как существуют такие понятия, как хорошая морская практика и ещё требования компании. Не всегда можно найти четкую инструкцию от ИМО. Но в СОЛАС Правило 20/4 написано, что троса должны меняться не позже, чем через 5 лет (60 месяцев) или по мере износа. Следовательно считается, что end-to-end проводится в 30-ти месячный период.

Николай

19 января 2015

ко всему прочему штурман отвернул влево, а не в сторону упавшего

Александр

25 марта 2015

За сколько времени FRC должна быть спущена на воду?

Евгений Богаченко

29 марта 2015

Обычно, 3 минуты. Но для многих проверяющих 5 минут тоже терпимо.

Только зарегистрированные пользователи могут комментировать

Обновления на почту
Последние комментарии
  • Ballast water management convention – что нового? 2019-09-08 Ответ: Игорь Если используем метод D-1 при смене балласта, Требования что это должно делаться на ходу есть? Некоторые производят смену балласта в дрейфе и считают,...
  • Работа на Танкере – САЗРИУС/ODME 2019-09-08 Ответ: Игорь Спасибо за развёрнутый ответ! Как вы и сказали требования индустрии диктуют свои правила и от этого легче не становится!...
  • Работа на Танкере – САЗРИУС/ODME 2019-08-29 Ответ: Василий Березовский Игорь доброго времени суток.Вопрос интересный и у многих вызывает озадаченность.Теперь кратко, но содержательно прольем свет на требования МАРПОЛ и Ин...

Рекомендуем

Весь каталог

Enclosed Space Entry

Enclosed Space Entry

Видеокурс: 6 уроков

Основные аспекты техники безопасности при входе и работе в замкнутых помещениях

Автор: Александр Пипченко

КУПИТЬ 250,00 грн.

Breathing Apparatus & BA Compressor

Breathing Apparatus & BA Compressor

Видеокурс: 2 уроков

Подробная видео инструкция дыхательного аппарата и компрессора

Автор: Александр Пипченко

КУПИТЬ 200,00 грн.